МОСКВА, 1 фев — РИА Новости, Екатерина Еременко. "Единый" проездной, появившийся в кассах метро и "Мосгортранса" с 1 февраля, отличается от старых билетов по виду, а вот цены остались без изменения. Главное отличие — новый билет можно использовать и в метро, и в наземном транспорте. Корреспондент РИА Новости попробовала эту новинку билетного "меню", проехав в подземке и троллейбусе, а также пообщалась с кассирами, которые неустанно отвечают на вопросы горожан по поводу новых проездных, и выяснила, довольные ли сами пассажиры нововведениями.
"Единый" — это только первая ласточка, в ближайшее время москвичам придется привыкать к "электронному кошельку" и отвыкать от билетов на одну-две поездки. В 2013 году в столице поэтапно будут вводиться различные виды проездных билетов на метро и наземный транспорт, среди которых и "загадочный" билет "90 минут", применение которого до сих вызывает много вопросов.
Как купить единый билет
Эксперимент начался со станции "Парк культуры". И на кольцевой, и на радиальной в наличии оказались "единые" билеты и специальные информационные афиши, анонсирующие нововведение. Билеты нового образца можно приобрести и в обычной кассе метро, и в автомате по продаже билетов на 1-2 поездки. Проверяем: автомат предлагает купить билет "1 поездка универ" — это значит, "универсальный". Так официально называется новый билет, это название стоит и на оборотной стороне новых проездных. Терминал для проверки срока действия билетов тоже распознает новые билеты.
Кстати, сроки действия "единых" билетов от одной до 60-ти поездок остались прежним. Цены также не изменились, хотя городские власти ранее планировали округлить стоимость билетов более чем на пять поездок в сторону уменьшения. Так, читаем прейскурант цен на новом информационном плакате: проездной на 20 поездок по-прежнему стоит 520 рублей, на 60 поездок — 1245 рублей.
Помимо единых, в кассах метро по-прежнему продаются безлимитные проездные по сроку действия — на месяц, 90 дней или год.
Пассажиры спрашивают
Кассиры московского метрополитена признались, что с введением нового тарифного меню у них прибавилось забот — многие пассажиры недостаточно информированы об изменениях и пытаются выяснить прямо на кассе, почему билеты выглядят не так, как вчера, и что означают схематичные изображения "машинок" на билетах, то есть изображения автобуса, трамвая и троллейбуса.
"Меня вот школьники спросили: "Что за билет с машинками?" И я по десятому разу им говорю про новый универсальный билет. Пенсионеры тоже спрашивают. Думаю, еще неделю мы только и будем на вопросы отвечать", — рассказала кассир на станции "Парк культуры" Кольцевой линии.
По мнению сотрудника охраны метрополитена, самое сложное еще впереди — ведь на апрель запланирована следующая волна инноваций.
"Лучше бы сразу ввели все изменения, а не поэтапно. Людей только будоражить. В апреле вообще будет кавардак. Мы же обязаны помогать и разъяснять. То есть я слежу за безопасностью, но и с вопросами подходят ко мне. А как я какой-нибудь бабушке объясню про "электронные кошельки" и прочее? Это непривычно для всех", — считает мужчина.
При этом кассир на станции "Октябрьская" (радиальная) вообще была удивлена особым вниманием к появлению нового вида билетов. По ее мнению, никаких существенных изменений, по сути, не произошло — ни цены, ни сроки действия не поменялись.
"Все утро я, как попугай, отвечаю на вопросы про билеты, я уже говорить не могу! Каждый второй спрашивает, в чем разница. А разницы нет в ценах, только добавилась возможность пользоваться наземным транспортом", — с усталым видом объясняет женщина за стеклом.
В кассах ажиотажа нет
Между тем, в кассах наземного транспорта, где также можно купить "единый" билет и использовать его не только для проезда в городских автобусах, троллейбусах и трамваях, но и в метро, не наблюдается ни очередей, ни особого беспокойства среди пассажиров.
Как отмечают кассиры "Мосгортранса", почти никто не проявил в первый день нововведения интереса к единым проездным. "А вы зачем интересуетесь? Подделать не собираетесь по фотографии? Ладно, шучу. Просто странно, никому же не интересно. Вы сегодня первая, кто спрашивает у меня единый билет", — смеется кассир на остановке возле метро "Октябрьская"-радиальная.
Она считает, что единый билет подойдет тем, кто в день делает несколько пересадок с одного вида транспорта на другой. Более того, по ее мнению, новый билет не слишком выгоден для пассажиров наземного транспорта.
"Конечно, это не выгодно никому, кто регулярно ездит на автобусе. Только если в один день много пересадок делать и на разном транспорте ездить, тогда еще, может быть, и полезная вещь", — сказала она.
В кассе "Мосгортранса" около метро "Парк культуры" также мало кто проявил интерес к новому виду билетов в первый день продаж. По словам кассира, выгоднее пользоваться общественным транспортом, покупая обычные "наземные" билеты. Зато появление универсальных билетов сократит очереди в кассы метро, признает она.
"У меня два человека приобрели сегодня. А кому это нужно-то? Дешевле выходит, если покупаешь старые билеты на наземный транспорт. Плюс только в том, что теперь и у нас можно купить билет, если не хочешь в метро очередь стоять", — пояснила сотрудница кассы.
Проездные билеты на наземный общественный транспорт, которые действовали ранее, в том числе смарт-карты без лимита поездок, по-прежнему можно приобрести в кассах. Цена за одну поездку, как и раньше, 25 рублей (одна поездка у водителя по-прежнему стоит 28 рублей). При этом подорожал билет на пять поездок: до 1 февраля он стоил 98 рублей, теперь — ровно 100.
"Нас никто не инструктировал, просто завезли билеты и раздали новые прейскуранты. А что в апреле будет, мы даже не представляем", — добавила кассир.
А не вернуть ли жетоны?
Следующий этап эксперимента — поездка на троллейбусе. Трое студентов, стоящие на остановке, говорят, что слышали о новых билетах, но пользоваться ими не собираются.
"Я знаю, что в Европе действует нечто похожее, но мне пока не очень интересна новая система оплаты. Студенческий проездной на метро еще не отменили, а на троллейбус мне проще у водителя оплатить", — делится второкурсница РГГУ Марина.
А однокурсники девушки Антон и Илья сделали такое наблюдение: на новых проездных не печатается время использования билета, в отличие от билетов на наземный транспорт, а значит, контролер не сможет проверить, был ли использован проездной, или это безбилетник.
"Если проскочить в последнюю дверь, вполне можно спрятаться от водителя. Станет проще ездить "зайцем". Нет, мы не собираемся, конечно", — смеется Илья.
Водитель троллейбуса признался, что впервые видит "единый" билет, но верит в его перспективность. "Хорошо, наверное, что сделали такую вещь. Меньше меня отвлекать будут, оплачивая на месте", — надеется он.
Между тем, пассажиров днем в троллейбусе немного — всего двое пенсионеров. По мнению 70-летней Анны Сергеевны, новые билеты только вносят путаницу. Она даже собирается написать письмо мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой вернуть в столичное метро жетоны.
"Я в новостях слышала, ничего не поняла про новый билет. Я пользуюсь льготным проездом, так что меня не коснется это. Но мне всегда нравились старые жетоны, которые были раньше. Это гораздо красивее, чем билеты. Хотелось бы их вернуть", — сказала пенсионерка.