Рейтинг@Mail.ru
Марио Гарсиа в Москве: "Ставьте на мобильные телефоны" - РИА Новости, 01.02.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Марио Гарсиа в Москве: "Ставьте на мобильные телефоны"

Читать ria.ru в
Дзен
Марио Гарсиа, всемирно известный дизайнер, пионер мультимедийного издательского дела, в беседе с обозревателем РИА Новости Алексеем Панкиным поделился своими соображениями по поводу завтрашнего дня издательского бизнеса.

Марио Гарсиа, основатель компании Garcia Media — это человек-оркестр. Он всемирно известный дизайнер, пионер мультимедийного издательского дела. Работал с гигантами вроде The Wall Street Journal, Die Zeit, Das Bild и др., и со множеством мелких и средних компаний на разных континентах. У него своя философия новости. Он преподает журналистику и дизайн. Участвует в научных исследованиях восприятия глазом контента на разных носителях.

В России Гарсиа уже несколько лет работает с входящей в группу РИА Новости газетой «Московские новости», историческим брендом, возрожденным в мультимедийном обличье. Он автор нового логотипа РИАН.

31 января Марио Гарсиа выступил в публичной лекцией на тему «Информационные сюжеты в эпоху мультиплатформенных СМИ» в Мультимедийном пресс-центре РИА Новости.

Мобильный телефон — самая перспективная платформа на ближайшее будущее, но бумажный носитель не умрет, а найдет для себя новую роль. В производстве мультимедийных историй роль дизайнера приблизилась к роли редактора. Российские газеты выглядят хорошо, но никаких прорывных дизайнерских идей он в них не обнаружил. Этими и другими соображениями Гарсиа поделился в беседе с Алексеем Панкиным, обозревателем РИА Новости и главным редактором журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine», русской версией WAN-IFRA Magazine, международного журнала мировой издательской отрасли.

«Самое то» завтра

— Итак, вы считаете, что завтра будут доминировать мобильные носители?

— Да, я считаю, что завтра всё будут читать главным образом по телефону — по крайней мере, юное поколение, как мои внуки, например, будут читать по телефону гораздо больше, чем мы. Нам с вами не очень-то нравится чтение с телефона, разве что мы по нему почту проверим. Но одно-два поколения за нами все будут делать в телефоне: читать, смотреть, общаться. Так что, с моей точки зрения, планшетник и телефон — вот две цифровые платформы, которые нужно развивать.

— Ну, конечно, вас все время спрашивают — а что будет с бумажными версиями газет? Они исчезнут? Они выживут? В каком виде?

— Я думаю, что то, что мы сегодня называем ежедневными газетами, перестанут выходить в печати каждый день, но по прежнему будут выпускать издания по выходным. Людям по выходным захочется отключится, то есть устроится где-нибудь, где нет никаких сигналов, компьютеров, звуковых раздражителей, и просто получить удовольствие от чтения. Именно это и сохранит нам печать. Но ежедневные газеты, особенно подобные американским, где они выходят в трех-четырёх толстых тетрадях — на них у людей просто не хватит времени. Я думаю, что ежедневные газеты станут цифровыми, а по выходным читатели будут получать тяжелые газетные тома, которые приятно почитать где-нибудь у камина, или сидя под деревом, или где угодно. Но печать будет жить всегда.

— А бизнес-модель приложится…

— Я думаю, что так или иначе приживется платный доступ. Пока это с успехом удается делать «Нью-Йорк таймс», где все платформы идут в связке — мобильная, онлайновая, печатная и планшетная. Люди покупают все сразу, а уж что при этом используют — их дело. Но за деньги. Сорок четрые процента американских издателей говорят, что они будут вводить платный доступ. Это очень большое продвижение. Я думаю, что это и есть модель.

Кто-то пойдет по путь «Экономист». А именно продавать все порознь. То есть мы можете купить планшетную версию, но к ней не будет прилагаться печатная. Но мне кажется, что все большее распространение получит пакетная продажа — одним махом приобретаешь все.

Об искусстве и науке издательского дизайна

— Традиционно, дизайнер воспринимался скорее как некий обслуживающий персонал для редактора, теперь же они все чаще становятся чуть ли не движущей силой редакционного процеса. То есть редакторы идут за дизайнерами.

— Да, теперь это уже никак не сфера услуг. Дизайнеры теперь полностью включены в процесс, потому что особое значение приобретает визуальная журналистика. Люди все больше предпочитают визуальную информацию, они хотят больше инфографики, им нужны цвета, а дизайнеры это как раз те люди, которые всё про это знают. Я не знаю, как обстоят дела по России в целом, но здесь, в РИА, я наблюдаю это отчетливо. Я только что побывал в отделе инофграфики «Московских новостей», и там идет очень большая и активная работа. Возможно, в других редакциях дело обстоит таким же образом. У вас такое же впечатление?

— На уровне общей тенденции — да! И есть опасение, что новости становятся более поверхностными. Иллюстрации помогают продавать информацию, но помогают ли они аудитории разобраться в том, что происходит?

— Конечно! Я думаю, что хороший дизайн нужен для того, чтобы лучше раскрывать содержание, легче следить за потоком и лучше понимать информацию. Через графику нередко проще разъяснить то или иное событие. Сегодня в какой-тот газете я видел инфографику, посвященную пожару в бразильской дискотеке, которая очень точно продемонстрировала, почему людям не удалось спастись. То есть, это не примитивизирует подачу — наоборот, упрощает для понимания. Но, конечно, ничем нельзя злоупотреблять, если вы утяжеляете дизайн, то как и любое излишество ни к чему хорошему это не приводит.

О подготовке журналистов нового поколения

— В России идут большие дискуссии о том, что должен уметь сегодняшний журналист и как его учить. А каким, по-вашему, должен быть современный журналист и редактор?

— Я полагаю, что сейчас чрезмерно много внимания уделяется технической части дела: как устроен планшет, как применять мобильный телефон. На мой взгляд, главное — готовить журналистов, которые умеют излагать сюжеты. Повествование должно быть во главе угла, а уже к этому прилагаются платформы. И тут мало что изменилось. Когда я учился журналистике, самыми интересными были занятия о том, как писать материалы. Сегодня все то же самое. Разве что, когда вы готовите материал, вам нужно сделать особую версию для онлайна, вас могут попросить записать интервью на видео. И это та часть ремесла, которой нас не учили на факультетах журналистики по понятным причинам. Но главным все равно остается повествование.

Во вторых, конечно, уже надо иметь цифровые мозги, чтобы думать о других платформах, том же аудио. Недавно у меня вышла первая цифровая книга. Главный урок, который я извлек, заключался в том, что в свои 65 лет моим первым побуждением было изложить все словами, но редактор сказал мне: не тут-то было. Вот сюда можно вставить аудио, а здесь добавить видео и тогда все будет восприниматься с куда большим интересом. Я сдался, сказал «ОК» и так и сделал. Но первая мысль все равно у меня была о тексте. А жизнь-то уже изменилась.

А если вы уже мыслите в цифре, вы будете думать в разных измерениях: слух, зрение, тактильные ощущения. Вот, собственно, чему должен научиться новый журналист — есть много инструментов для повествования, но умение излагать сюжет — это и есть главное в образовании. Все свои семинары я так и начинаю — в соответствии с названием моей книги: «Изложение истории в эпоху планшетов». И именно о повествовании нам нельзя забывать ни при каких условиях.

Командировка в Россию

— Что привело вас в Россию на этот раз?

— Я приехал, чтобы провести семинары в РИА Новости, в первую очередь с коллективом «Московских новостей» и The Moscow News. Кроме того проведу публичную лекцию на тему «Повествование в эпоху планшетов». Так что это короткая командировка, чтобы провести тренинги, а также посмотреть, как идут дела у «Московских новостей». Я работал с ними какое-то время назад, с тех пор они достаточно радикально сменили формат. Так что постараюсь подсказать им, что можно усовершенствовать в новом варианте.

— Признаюсь, мне нравился ваш первый дизайн. Газету было приятно держать в руках. А вот «МН» пришли к выводу, что все нужно менять…

— Они объяснили это тем, что первый вариант был рассчитан на аудиторию в возрасте старше 55 лет, а они решили перепозиционироваться на более молодую группу, 18-35 лет. То есть, освоив традиционную аудиторию «МН», они решили попытаться завоевать новую. Поэтому теперь это совершенно другая газета — таблоидный формат, много фотографий, иллюстраций. По-моему, выглядит симпатично.

— То есть, у них все в порядке?

— Мне нравится.Разве что мне кажется, что они недостаточно развивают цифровые форматы, слишком зациклившись на бумаге. Так что мой главный совет им — активнее и с большим энтузиазмом развивать цифровые платформы.

— Помнится, я слушал вашу публичную лекцию по линии ГИПП аж в 2004 году. Потом вы периодически наезжали в Москву. Наверняка, смотрели газеты, говорили с людьми. Как, вам кажется, развивается наше издательское дело.

— В этом раз я разговаривал с Тимом Уоллом, который до недавнего времени был редактором Moscow News; он рассказал мне о проекте, с которым работает сейчас, Russia Beyond the Headlines. По моему, они делают страшно интересные вещи, но это издание ориентировано на внешнюю аудиторию. У них много приложений, посвященных русской литературе, спорту.

Здесь, в РИА Новости, самые интересные вещи происходят с их основным продуктом, новостями. Они меняют дизайн сайта, и, по-моему, в правильном направлении, они говорят, что собираются больше экспериментировать с планшетами.

Что же касается печатных версий газет, то здесь по крайней мере в дизайне я пока не встретил ничего, про что можно сказать, что это прорыв. Как раз сегодня я разглядывал газеты в киоске и ни одну мне не захотелось тут же приобрести, чтобы разобраться, что же они делают такого интересного. 

— Иначе говоря, с первого взгляда вас ничего не увлекло… 

— Нет. Все, что я видел — это вполне приличные газеты. Дизайн грамотный, скорой помощи не требуется. Но я не обнаружил ничего такого, что можно было назвать инновационным, прорывным, такого, что нужно немедленно показать всему миру. Но, повторюсь, в целом выглядят они вполне пристойно.

О тенденциях в газетном дизайне

— А что для вас «прорыв»? Каковы самые передовые тенденции?

— Главное, чтобы уже первая страница вселяла уверенность, что внутри газеты вас ждут сюрпризы. Что это не та же фотография с пожара в Бразилии, которая есть у всех и которую все уже видели в онлайне. Что ваш печатный продукт сулил что-то неожиданное. Это первое.

Второе — удобная навигация. Вы сразу в простой и удобной форме должны показать, что и где я смогу прочитать. Ну, и наконец, творческое использование цвета и полиграфических возможностей. Это я и называю новаторством — вы смотрите на издание и говорите: «Ух, ты! Это что-то новенькое!»

Вот, собственно, для чего нужен дизайн. Первое — облегчить поиск материала. Второе — сделать удобным процесс чтения, то есть шрифты должны быть крупными и приятными для глаза. И, третье, помочь вам лучше понять сюжет, о котором идет речь в материале.

О разных культурах издательского дела

— Легко ли вам работать с русскими редакторами? Есть ли разница в том, как работают здесь и, скажем, в Северной и Южной Америках?

— Разница большая. Латиноамериканцы действительно все откладывают до последней минуты. Им действительно нравится работать под прессом. Их все время нужно раздражать, поскольку им быстро становится скучно. Если вы будете выступать перед ними сорок пять минут — все, вы их потеряли. Послушав вас минут десять, они уже хотят что-то делать.

Американские редакторы очень открыты для перемен и очень прямолинейны. А русские редакторы, по-моему, замкнуты на себе. Уж не знаю, по какой причине, но по моим наблюдениям они мало интересуются тем, что делают коллеги. Так что я всегда здесь вижу свою задачу в том, чтобы показать, что происходит в остальной Европе, в Африке, в Латинской Америке, потому что сами они не дадут себе труда. В каком-то смысле они ближе к европейским редакторам. Хотя если вы работаете в Центральной Европе, вам трудно замкнуться в себе, настолько здесь все рядом. А у вас, возможно, такая огромная страна, что и смотреть куда-то еще вроде и не нужно.

А вообще, если судить по моим сегодняшним семинарам, есть две группы. Одна полностью увлечена процессом, они все знают, все читают. Другая — это те, кто вполне удовлетворен тем, что они делают и готовы заниматься этим и дальше и не особо интересуются происходящим по соседству.

О консерватизме издательской индустрии 

— WAN-IFRA не устает жаловаться, что издательская индустрия в целом очень консервтивна: кругом, мол, полно новых возможностей, а издатели держатся старых привычек.

— Да, они консервативны. Я всегда говорю, что это отрасль, которая первой сообщает о переменах и последней идет на них. Издатели с огромным запозданием установили компьютеры в редакциях. Ими уже пользовались в больницах, в правительствах, повсюду, а вредакциях по-прежнему работали на пишущих машинках. Очень консервативная и традиционалистская отрасль. Я общаюсь с ними каждый день и постоянно сталкиваюсь с сорокалетними редакторами, которые ведут себя как семидесятипятилетние — настолько велика сила традиции, заложенная образованием. И это повсюду так, даже в Америке.

«Самое то» для послезавтра

— И последний вопрос. Мобильные телефоны — это «самое оно» сегодня и завтра. А что заменит их в таком качества послезавтра?

— Ну, если последить за тем, что делается в медиалабораториях, этих кухнях будущего, то там все крутится вокруг дополненной реальности. Образы, которые проецируются на любые поверхности с самых крохотных устройств. Но это все на стадии разработок. Если же мыслить горизонтами, не превышающими пяти лет, то это по-прежнему мобильные. Для моих 12-13-летних внуков это действительно всё. И сформированный таким образом менталитет победит. Интересные времена наступают.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала