МОСКВА, 1 фев, – РИА Новости, Дмитрий Виноградов, Егор Лавренчук.
Скорее всего, это всего лишь фальшивый виртуал, созданный предприимчивыми, но гораздо менее известными пользователями, у которых могут быть свои, коварные цели.
Новые идеи для бизнеса
"Спасибо, Стас, что напоминаете нам о роли женщины в жизни мужчины", – пишет на странице популярного певца поклонница. "Я думаю, что Стас со временем может и президентом стать. В Америке уже сколько было президентов из актерской среды?" – вторит ей фанатка из Прибалтики по имени Ольга. О себе она сообщает: "Нормальная женщина, адекватная", а ее биография состоит из двух пунктов: окончания школы и "первой встречи со Стасом Михайловым" в 2012 году.
Поклонницам невдомек, что автор страницы, на которого они выплескивают столько обожания, имеет к настоящему Стасу Михайлову отношения не больше, чем они сами. Хотя страничка выглядит вполне настоящей – на ней указаны верные биографические данные певца, появляются его новые интервью и фотографии, взятые, впрочем, из интернета. Иногда "певец" поздравляет поклонников с праздниками, неизменно вызывая этим шквал ответных эмоций.
В официальном сообществе певца (43,5 тысяч участников) на vkontakte.ru на самом видном месте помещено предупреждение: "Внимание! Стас Михайлов не зарегистрирован ни в одной из социальных сетей интернета (одноклассники, вконтакте и пр.) Все страницы, созданные от его имени, являются клонами!"
Для чего же создаются такие страницы? Достаточно внимательно посмотреть, что пишет "Стас Михайлов", у которого 3,5 тысячи френдов, на своей страничке. Несколько раз его заинтересовала страница "Искусство быть женщиной" психолога Наты Степиной. Кроме того, он рекламирует агентства по продаже билетов, где можно купить билеты не только на концерт самого Михайлова, но и любой другой."Михайлову" понравились также сообщества "Для модниц и модников" и "Стань лучше" – то есть странички, ориентированные на женскую аудиторию. А ведь именно у женщин среднего возраста настоящий Михайлов популярен больше всего.
Но больше всего поддельному певцу нравится страница сообщества "Идеи для бизнеса". На нее "Михайлов" ссылается пять раз.
"Посты нашей группы опубликовываются на большом количестве страниц в социальной сети, это элемент вирусного маркетинга и продвижения, это естественный процесс для вирусной рекламы", – в интервью РИА Новости признал главный редактор журнала "Доверенный Советник" Владимир Турман, которому и принадлежит сообщество "Идеи для бизнеса".
"Вы ставите лайк – вам ставят в ответ"
Администратор группы "Идеи для бизнеса" Александра Бруева утверждает, что не платит за продвижение на страницах "Стаса Михайлова".
"Мы создали ресурс, который сам себя продвигает, – утверждает она. – Ставьте лайки на популярных страницах – звезд, скандалистов и блогеров. Вы ставите лайк – вам в ответ ставят, вы публикуете – вас публикуют".
Раскрутив свой ресурс с помощью имени "звезды", можно продавать на нем рекламу. Бруева предложила корреспонденту РИА Новости самому что-нибудь порекламировать на страницах сообщества. "Неделя на стене в группе стоит 4400 рублей, две недели – 7700 рублей, месяц – 14000 рублей", – говорит Бруева.
Почему так дорого? А именно потому, что на страницу постоянно ссылается "Стас Михайлов". К тому же среди ее читателей много других известных людей (или их клонов) – депутаты Сергей Железняк и Ольга Баталина, писатель Сергей Минаев, политтехнолог Глеб Павловский, известные тренеры по НЛП Питер Врица и Фрэнк Пьюселик и многие другие.
Кто из них настоящие, в сообществе сказать затрудняются. Впрочем, это, возможно, и не важно. "К сожалению, мы не располагаем техническими возможностями, чтобы убеждаться заранее, кто из участников сообщества является настоящим, за кого работает его PR-служба, либо какие-либо другие лица", – признает Владимир Турман. Главное, что рекламируя сообщество, среди его читателей можно упоминать этих статусных лиц.
На странице самой Александры Бруевой можно прочитать интересные факты о маркетинге. В частности, такой. "В XX веке русский предприниматель Николай Шустов задумал продвинуть свой новый коньяк в московских трактирах. Он нанял молодых людей, которые ходили по трактирам и требовали "Шустовский коньяк", где, естественно, его не получали. Такие подставные посетители устраивали скандал и дебош, выражая свое недовольство. В результате такой акции московские трактирщики узнали о новом коньяке и стали закупать его у креативного предпринимателя".
Как видим, с появлением интернета методы маркетинга изменились не так уж значительно.
Дмитрий Дюжев: это все, вероятно, клоны
А вот актер Дмитрий Дюжев на своей странице 36 раз ссылается на страницу блогера Ромчика Джованни и еще 25 – на его же страницу "Классические и Ретро Автомобили", посвященную олдсмобилям. "Сложно не согласится Рома", – замечает "Дмитрий Дюжев" на глубокомысленное замечание Ромчика: "Порой, у самых веселых людей, самая грустная душа!" (пунктуация и орфография авторов сохранены, – РИА Новости).
В переписке с журналистом РИА Новости Роман, продолжая делать те же пунктуационные ошибки, что и "Дмитрий Дюжев", рассказал, что ему 28 лет, по профессии он финансист, но уже давно не работает, предпочитая сидеть в интернете. Зато у него есть своя коллекция ретро-автомобилей – правда, небольшая и только из советских машин. Он постоянно обновляет свою страницу, на которой у него 2 тысячи френдов.
Одно из слагаемых популярности – дружба с виртуальным "Дюжевым". Жаль только, что Дюжев не настоящий. "Я не зарегистрирован на "Фейсбуке". Это все, вероятно, клоны", – предположил сам актер в разговоре с корреспондентом РИА Новости.
Место, где все покупается и продается
Как пояснил РИА Новости один из экспертов в области SMM (social media marketing, маркетинг в соцсетях), в интернете существуют целые сайты-биржи, где заказчики рекламы могут найти себе исполнителей. Здесь можно купить для нужной страницы "френдов", "клики" или "лайки", можно продвинуть ее в интернете. В частности, приобрести "расшаривания" на страницах "звезд".
Заказчик регистрируется на бирже, указывает, что ему надо прорекламировать, оговаривает, страницы какой тематики его интересуют (здоровье, мода, путешествия и так далее). Экспресс-анализ "лотов" показывает: особенно много заказов почему-то от негосударственных пенсионных фондов, которые через интернет продвигают свои сайты и услуги.
Причем биржи есть на любой вкус: более солидные проверяют, действительно ли страничка принадлежит известному человеку и настоящие ли у него френды. Менее солидные смотрят на жульничество сквозь пальцы.
В качестве исполнителя на бирже может зарегистрироваться почти любой человек – на некоторых биржах требуют наличия тысячи френдов, на других нет и этого ограничения. Подлинность френдов, как правило, также никто не проверяет. Зарегистрировав несколько разных аккаунтов, новоявленный интернет-маркетолог может заработать до нескольких десятков тысяч рублей в месяц.
Уже после выполнения заказа услуга оплачивается. Биржа берет свой процент за посредничество.
Девушки живые и мертвые
Корреспонденты РИА Новости провели эксперимент. Мы зарегистрировались на бирже и попросили прорекламировать блог самого журналиста РИА Новости. Условие – реклама появится на странице "селебрити", который должен похвалить таланты журналиста.
На объявление откликнулся некий пользователь с ником "Александр Крыжный" и пятью тысячами френдов в "Фейсбуке". Всего за 7,5 доллара он предложил разместить ссылки на фейковых страницах певиц Максим и Алеша (украинская певица-участница "Евровидения"). Если этого мало, то Александр может предложить страницу Анны Герасимчук – девушки неизвестной, но зато обладающей, судя по фотографиям, большой грудью и 5000 "френдов".
"Это, скорей всего, тоже виртуал, – комментирует РИА Новости эксперт в области SMM. – Девушка может вовсе не существовать, но зато ее фотографии, скопированные где-то в интернете, привлекают большое количество пользователей".
Также известны случаи, когда девушки используются настоящие, да вот только страницами распоряжаются не они – их нанимают, чтобы сделать множество разножанровых фотографий, зимних и летних, чтобы потом поддерживать иллюзию, что красивая девушка сама ведет свой блог.
Сколько из его пяти тысяч френдов "живые", "Александр Крыжный" сказать затруднился.
Не по фейку, а по паспорту
В представительстве "Фейсбука" в России РИА Новости подтвердили, что проблема фальшивых аккаунтов действительно стоит остро – причем не только для страничек звезд, но и для простых людей, которым хотят насолить их недоброжелатели.
"Мы получаем подобных жалоб достаточно много. Если есть подозрения, что аккаунт фейковый, мы его блокируем, а потом пытаемся установить, настоящий он или нет", – поясняют РИА Новости в российском представительстве "Фейсбука". Отправить жалобу на подозрительный аккаунт легко – это можно сделать со своей странички.
Верификация происходит старым оффлайновым методом – по паспорту. Создатель подозрительного аккаунта может приехать в офис "Фейсбука" и подтвердить, что он действительно тот, за кого себя выдает. Аналогично должен поступить и тот, кто жалуется, что ему без ведома создали виртуального двойника.
По словам представителя социальной сети, блокируют таких аккаунтов довольно много. Впрочем, бывают и обратные случаи – владельцем подозрительного аккаунта действительно оказывается "звезда".
Похожим образом организована работа и в других популярных соцсетях.
Фейк страшнее урагана
Проблема фейковых страничек знаменитостей для России относительно новая, их использование пока не достигло широких масштабов. Впрочем, на днях оказалось, что фейки можно создавать не только в "Фейсбуке", но и в "Инстаграме", где это, казалось бы, сложнее – ведь там лента состоит из фотографий, и долго имитировать чужую жизнь будет непросто.
Неизвестные зарегистрировали в "Инстаграме" аккаунт S7AIRLANESRU (вроде бы авиакомпании S7) и объявили о начале акции по розыгрышу 5 тысяч билетов: те, кто подпишется на эту страничку и перепостит у себя объявление с соответствующим тэгом, получат билет "в любую точку России". "Инстаграм" запестрел тэгами, но вместо разоблачения появилось еще несколько двойников – "Аэрофлота" и Emirates.
Когда стало понятно, что все это розыгрыш, создатели S7AIRLANESRU успели извиниться, после чего их аккаунт был заблокирован администрацией соцсети. Настоящим представителям авиакомпаний осталось отвечать на звонки обманутых пользователей, а самим юзерам гадать, что это было – невинная шутка или эксперимент маркетологов по испытанию доверчивости пользователей.
На Западе, где подобные случаи давно не редкость, дело дошло до того, что в Калифорнии был принят специальный закон, запрещающий создание ложных страниц. В Америке их используют не только для интернет-рекламы.
Во время американских выборов президента большой популярностью пользовался фальшивый твиттер Митта Ромни, который вели какие-то остряки. Посетителей страницы встречало глупо улыбающееся лицо кандидата-республиканца. От его имени раздавались советы, высмеивающие нравы его богатых сторонников. "Если у вашего телефона сел аккумулятор, не отчаивайтесь. Подключите телефон к батарее электрокара, на котором вы ездите по вашему полю для гольфа". Во время очередного урагана псевдо-Ромни советовал: "Пару "Кадиллаков" вашей супруги можно спасти, если приподнять их на вашем лифте для автомобилей".
Кроме того, фейковые аккаунты могут использоваться для увода настоящего аккаунта у его хозяина, рассказал РИА Новости один из экспертов. Делается это так: несколько фейков добавляются к пользователю в друзья. Потом администрации соцсети подается жалоба, что аккаунт был якобы украден. По технологии восстановления аккаунта нужно, чтобы несколько друзей подтвердили, что аккаунт действительно ваш. Это и делают "друзья-фейки". После чего заговорщикам возвращают якобы взломанный аккаунт. Теперь у них в руках чужой аккаунт с настоящими, "живыми" друзьями, которым можно что-нибудь рекламировать от имени их френда, которому они доверяют.
Фальшивый аккаунт "звезды" подойдет для этого как нельзя кстати. Так что в следующий раз, обрадовавшись, что на вашу страничку обратила внимание некая знаменитость, проверьте: действительно ли это ваш кумир, публикует ли он на своей странице нечто эксклюзивное или исключительно рекламу, и, возможно, вам станет понятно, каковы настоящие мотивы вашего нового френда.