МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Гибель шаттла "Колумбия" и семи членов его экипажа десять лет назад стала платой НАСА за несовершенство протоколов безопасности и уроком, о котором сегодня должны помнить разработчики космических кораблей нового века, считают эксперты космической отрасли, опрошенные американскими СМИ в преддверии дня памяти астронавтов.
Шаттл "Колумбия" потерпел катастрофу во время посадки 1 февраля 2003 года. Все семь членов экипажа погибли. Как было установлено впоследствии, крыло корабля и, в частности, его термозащитная обшивка, получили повреждения при взлете, в результате чего "Колумбия", которая была первым полетевшим в космос многоразовым транспортным кораблем НАСА, разрушилась при входе в атмосферу.
Расследование обстоятельств катастрофы выявило целый ряд "дыр" в мерах по безопасности НАСА и недоработок в конструкции шаттлов, которые были устранены до возобновления полетов кораблей более чем через два года.
"У нас в конференц-зале, в котором мы собираемся каждый день, висит большая фотография экипажа "Колумбии" с надписью "Никогда не забывайте". К этому мы и стремимся", — сказал порталу Space.com Дастин Гомерт, руководитель группы инженеров спасения экипажа в космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне.
Гомерт был в числе специалистов, готовивших экипаж "Колумбии" к ее последнему полету.
Пятница памяти
НАСА в пятницу проведет официальный День памяти погибших астронавтов, когда вместе с экипажем "Колумбии" агентство будет вспоминать их коллег с "Челленджера" и "Аполлона-1". Флаги всех зданий агентства по всей территории США будут приспущены, глава НАСА Чарльз Болден вместе со своими заместителем по пилотируемым полетам Уильямом Герстенмайером и другими официальными лицами возложит венки к мемориалу астронавтов в космическом центре имени Кеннеди во Флориде.
Ожидается, что в церемонии, которую агентство будет транслировать в прямом эфире, также примут участие вдова командира "Колумбии" Эвелин Хазбенд-Томпсон и астронавтка Айлин Коллинз, командовавшая "Дискавери" в первом после катастрофы полете шаттлов в 2005 году.
Американский телеканал PBS вечером в четверг и пятницу показывает документальный фильм "Шаттл "Колумбия": Миссия надежды" об истории Илана Рамона, члена экипажа шаттла и первого астронавта Израиля. Рамон, сын бывших узников Освенцима, вел бортовой дневник, несколько десятков страниц из которого, описывающие первые шесть дней 16-дневной миссии, пережили крушение "Колумбии", были обнаружены спасательными отрядами и переданы вдове астронавта, Роне Рамон.
750 граммов смерти
Многие родственники и близкие погибших астронавтов считают, что космические полеты всегда останутся рискованным предприятием.
"(Космонавтика) всегда будет дорогой, сложной и опасной затеей. Это не значит, конечно, что нужно ее бросать", — говорит брат астронавта "Колумбии" Дэвида Брауна Даг.
Браун считает, что прежде чем отправлять людей за пределы околоземной орбиты к астероиду или на Марс, НАСА необходимо существенно снизить риски такого полета, которые пока остаются, с его точки зрения, запретительно высокими.
За десять лет обстоятельства катастрофы и предшествовавшие ей детали полета "Колумбии" были многократно изучены и экспертами НАСА, и журналистами. В частности, напоминает телеканал ABC, почти сразу же стало известно о том, что несколько инженеров в космическом центре имени Джонсона пытались предупредить руководство о возможных технических проблемах.
На съемке старта шаттла в низком качестве было видно, как от внешнего топливного бака шаттла отлетел фрагмент термозащиты, который попал на левое крыло корабля, однако все просьбы провести дополнительную съемку в высоком разрешении силами Минобороны США были отвергнуты.
Расследование катастрофы "Колумбии" показало, что крыло повредил кусок термозащиты с топливного бака размером примерно с небольшой чемодан и весом около 750 граммов.
Ничего не можем
Бывший менеджер программы шаттлов НАСА Уэйн Хэйл в своем блоге пишет, что специалисты на Земле подозревали о возможных повреждениях термозащиты крыла, но приняли решение не сообщать об этом экипажу перед посадкой.
"(Директор полета Джон Харполд) как-то сказал мне: "Знаешь, если что, мы ничего не сможем сделать с этими повреждениями термозащитной системы. Если она и правда повреждена, лучше, наверное, не знать… Разве тебе не кажется, что было бы лучше для них провести успешный и счастливый полет и внезапно погибнуть при посадке, чем бессильно болтаться на орбите, пока у них не кончится кислород?…"", — пишет Хэйл.
Шаттл был на научной миссии далеко от МКС, на нем не был установлен автоматический манипулятор "Канадарм", который астронавты следующих экспедиций использовали для обследования термозащиты. У экипажа не было опыта выхода в космос к крылу шаттла, и не было никакой гарантии того, что самодельные "заплатки" для него выдержали бы вход в атмосферу.
Теоретически, с определенным риском, экипаж "Колумбии" можно было спасти с помощью другого шаттла, "Атлантиса", который в этот момент проходил плановую подготовку к полету 1 марта. Если бы решение об эвакуации экипажа было принято оперативно, "Атлантис" можно было запустить 10 февраля, тогда как запасов на борту "Колумбии" хватало до 15 февраля. Покинутый шаттл затем был бы затоплен в Тихом океане.
После катастрофы Хэйл, которому тогда еще только предстояло возглавить "возвращение" шаттлов, сказал журналистам, что "больше никогда, никогда мы не скажем, что ничего не можем сделать".
Уроки физики
Эксперты отрасли отмечают, что выводы, которые НАСА сделало из катастрофы шаттла, более чем на два года остановившей их полеты и задержавшей строительство МКС, позволили значительно снизить риски, но не довести их до нуля.
"Мы, конечно, всегда надеемся и стремимся к тому, чтобы избежать любых случайностей. Но мы же говорим об очень "высокоэнергетическом" событии… против физики взлета с поверхности Земли и возвращения через атмосферу мы пойти не можем", — говорит главный инженер "Ориона", нового пилотируемого космического корабля НАСА следующего поколения, Джули Уайт.
По ее словам, критически важным направлением повышения безопасности космических полетов остается разработка инновационных материалов, которые, как считает Уайт, "однажды приблизят космические полеты к уже привычным коммерческим авиаперелетам".
Призрак "Колумбии"
Помимо НАСА, новые пилотируемые корабли разрабатывают и частные американские компании, в том числе и SpaceX, уже успешно испытавшая свой космический грузовик Dragon. Модифицированную версию корабля после 2014 года предполагается использовать для полетов экипажей на МКС.
Пилотируемой программой в SpaceX сегодня руководит бывший астронавт НАСА Гарретт Райсман, летавший на шаттлах "Индевор", "Атлантис" и "Дискавери" и ставший первым членом экипажа МКС еврейского происхождения.
"Как человек, которого неоднократно "привязывали" к ракете, я вас уверяю, что у меня есть весьма личные и эмоциональные причины для того, чтобы хотеть построить корабль, на порядок более безопасный, чем все, что когда-либо летало в космос", — сказал Space.com Райсман.
"Считать, что подобных инцидентов можно вовсе избежать, — значит, обманывать самих себя. И если мы будем всегда помнить о том, что следующий случай где-то впереди, и будем бдительными, мы сделаем все для того, чтобы предотвратить его. Я бы крайне осторожно говорил о том, что космические катастрофы — это дело прошлого. Но, оставаясь бдительными, мы сможем существенно снизить их риски, и, если они произойдут, мы будем лучше подготовлены", — заключил Гомерт.