В прокат выходит третья часть культовой 20 лет назад франшизы "Доспехи бога" с Джеки Чаном в качестве режиссера и исполнителя главной роли. Во всем остальном мире фильм стартовал еще в прошлом году, и даже российская премьера прошла два месяца назад. На нее приезжал сам Джеки и, как всегда, от души веселил публику – пел песенки, давал поглядеть на своих плюшевых панд и рассказывал о профессиональных травмах.
С тех пор фильм успел стать паназиатским хитом и многократно возместить вложенные в него деньги, несмотря на дружную ругань кинопрессы. Это и понятно, ведь "Доспехи бога 3" — это тот случай, когда зрители не нуждаются во мнении экспертов, и в кинозале они получают ровно то, чего ожидают от высокобюджетного фильма с Джеки Чаном. Тем более что, по заверениям самого актера, это его последний большой экшн.
Может быть поэтому Чан хотел участвовать в съемках "Миссии Зодиак" по максимуму, и так расстарался, что даже попал в книгу рекордов Гиннеса.
Кроме актерской и режиссерской работы, Джеки выполнял еще дюжину обязанностей: был автором сценария, оператором, осветителем, продюсером, постановщиком трюков и т. д. Можно сказать, что "Зодиак" – от начала и до конца его авторское кино.
Именно поэтому зрители могут быть уверены: в фильме есть все, чему положено быть в кино такого рода. Взрывы и перестрелки в джунглях, полеты на вертолетах над вулканами, ураганные поединки на земле и в воздухе – все это приводится в движение бешеной энергией почти шестидесятилетнего Джеки Чана, который, даже выполняя сложную акробатику, не забывает строить рожи, а в конце еще и исполняет финальную песню.
Впрочем, дело здесь не только в одних трюках. "Миссия Зодиак", как это ни странно – кино с мощным гуманистическим месседжем, который буквально через мегафон старается проорать нам Джеки Чан.
История, которую рассказывает Джеки в третьем фильме сериала "Доспехи Бога", условно продолжает линию первых двух. Герой "Зодиака" – все тот же охотник за сокровищами Джей Си, который на этот раз получает задание разыскать бронзовые головы зодиакальных животных, когда-то украшавших фонтан старого Летнего дворца в Пекине.
Поисками и всевозможными манипуляциями с этими головами и заняты все действующие лица "Миссии Зодиак". Головы крадут, подделывают, изучают, жонглируют ими, продают втридорога, пытаются уничтожить и, наконец, возвращают на историческую родину.
В поисках этих сокровищ Джей Си и его команда устраивает китайский цирк с прыжками и драками по всему миру, сражается с пиратами и аукционной мафией, множество раз едва не гибнет – и в финале переживает мощный приступ патриотических чувств, вынуждающий героя сдать ценности государству.
Финальный титр фиксирует это, в общем-то, странное для старого расхитителя гробниц, настроение. "Фильм "Миссия Зодиак" посвящается – говорится в нем – всем, кто не жалея себя занимается реституцией культурных ценностей".
И тут все, наконец, встает на свои места. В течение фильма в кадре несколько раз появляются какие-то активные студенты с плакатами, которые собираются у аукционных домов и требуют вернуть трофейное искусство в музеи. За сверхзвуковой хореографией Джеки Чана, пальбой и вулканами этих протестующих почти не видно, но ясно, что в сюжете они играют какую-то важную роль.
Одна из них даже убеждает Джей Си в том, что, помогая скупщикам кладов, он сильно грешит перед своими предками. А для китайцев, как известно, обидеть предков страшнее любого уголовного кодекса. В общем, к финалу студенты торжествуют, аукционисты посрамлены, а зритель мотает на ус, что культурное наследие должно принадлежать народу, его создавшему.
Можно сколько угодно говорить, что в таком экшене, как "Миссия Зодиак" любые идеи социальной ответственности рискуют остаться неуслышанными. Для Джеки Чана реституция и борьба с аукционами давно стала навязчивой идеей. Отчасти третья часть "Доспехов бога" – это байопик самого режиссера, который, как и его герой, носится с головами из Летнего дворца уже не первый год.
Реально существовавший рядом с Пекином старый Летний дворец Юаньминъюань был разрушен в 1860 году в конце Второй опиумной войны англичанами и французами, тогда же пропали и головы животных из фонтана.
Нынешние сторонники реституции часто вспоминают Виктора Гюго, который сравнил Британию и Францию с двумя разбойниками, которые "ворвались в музей, опустошили, разграбили и сожгли его, а затем со смехом ретировались вместе с мешками, набитыми сокровищами". Одним из таких яростных борцов за возвращение сокровищ Летнего дворца в Китай стал Джеки Чан.
Накануне премьеры "Миссии Зодиак" Чан передал государству копии двенадцати бронзовых голов животных, которые использовались как реквизит в его фильме. Летний дворец сейчас понемногу восстанавливается, так что пока подлинные скульптуры не вернулись в Китай, возможно, реставраторы используют эти.
На возврат оригиналов рассчитывать пока что не приходится. В 2009 году две из двенадцати зодиакальных голов, принадлежавших модельеру Ив Сен-Лорану, были проданы на аукционе "Кристис" за $14 млн каждая.
Китайское правительство, взявшее курс на реституцию культурных трофеев, тогда жестко высказалось насчет неприятных перспектив для аукционного дома в Китае. Джеки Чан взял еще на тон выше и забросал СМИ заявлениями о том, что украденное сто лет назад не перестает быть украденным.
Надо отдать должное остроумию оппонентов китайцев, которые с одной стороны указали, что сделка не нарушает действующих законов, а с другой выразили готовность вернуть ценности в обмен на признание Китаем независимости Тибета.
В общем, "Миссия Зодиак", который в оригинале называется "Китайский Зодиак", — это идеологически верный ответ китайского кинопрома на империалистическую агрессию в культурной сфере.
Фактически, это социально значимый фильм, наподобие тех, о которых вспоминают в связи с нашим Фондом кино. Другое дело, что российские киностудии пока вряд ли в состоянии создать что-то близкое к уровню "Зодиака".
Что касается искренности режиссера и его заказчиков – это, как всегда, вопрос тонкий. Джеки Чан и правда известен своей благотворительной деятельностью, и даже половину состояния завещал на филантропические нужды. Возможно, у него болит сердце за родные развалины.
Отношение же китайских властей можно описать словами Джей Си, сказанными еще до морального катарсиса: "За спиной китайской цивилизации тысячи лет. Мы создадим еще столько, сколько надо".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции