Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
В четверг президент Владимир Путин заехал на расширенное заседание правительства обсудить долгосрочные перспективы социально-экономического развития. И расставил все точки над I — в каком направлении двигаться.
Раскритиковав нынешние темпы роста экономики, он заметил, что возврата к докризисной модели быть не может. Нужно ускоряться и меняться. Не забыл он упомянуть и о создании 25 млн эффективных и оплачиваемых рабочих мест. В общем, время реализации. Но каким образом это сделать?
Вот для этого Минэкономразвития составило три сценария развития до 2030 года — консервативный, инновационный и форсированный. Россия, как древний богатырь, оказалась на развилке: по какому пути идти в будущее. Если судить по последним высказываниям властей, то чаша весов склоняется к самому агрессивному и рискованному сценарию под номером 3. Об этом говорит и желание вкладывать деньги суверенных фондов в отечественные компании, а также проекты, и желание заметно ускорить развитие.
Кстати, по прогнозу Минэко, только форсированный сценарий позволит создать 25 млн новых высокооплачиваемых рабочих мест. И только этот путь, как считают в экономическом ведомстве, позволит стране выйти на уровень ведущей мировой державы.
Между строк читаем — вернуть себе статус сверхдержавы, утерянный предшественником, СССР, в ходе развала и реформ. Оставим в стороне глобальный вызов — тем более, что для звания сверхдержавы недостаточно развития, а необходимо еще глобальное влияние, — поговорим чисто об экономике.
Нет, не просто поговорим, а попытаемся представить, какой будет жизнь среднестатистического человека через 17 лет, в зависимости от того, какую дорогу выберет правительство. Как это было принято в советских фильмах, крупный план выхватывает лицо молодого героя, который с восторженным энтузиазмом спрашивает: "Какое ты, будущее?" В смысле, что от тебя ждать, — добавляет скептический голос зрителя.
Крутой маршрут, или Форсированный сценарий номер 3
Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…, да и все остальное красит, что положено в сверхдержаве. Соответственно, просыпается с рассветом вся российская земля: 150,6 млн жителей (на данный момент — 143 млн), из которых 65,6 млн трудоспособных.
Пробуждается и наш герой — простой отечественный пенсионер Иван Сергеевич. Из изголовья кровати (разработка "Умный дом-2028", серия — 10010001, компания "Петров и сыновья") выдвигается поднос со свежим, ароматным кофе, легким завтраком в виде фруктов и обезжиренного творога. Нет, можно было бы и колбаски позволить, но последнее виртуальное обследование (а расходы на медицину выросли с 2011 года почти в два раза — до 9,4% ВВП) показало, что нужно ограничить потребление животных жиров. Продолжительность жизни увеличилась с 69,8 лет в 2011-м до 77,3 лет в 2030-м. Живи, как говорится, да радуйся.
Уловив изменение температуры пробудившегося Ивана Сергеевича, на стене вспыхивает цифровой экран с множеством функций (телевещание, высокоскоростной интернет, средство связи и т.д.). Передают интерактивные новости, а личный органайзер напоминает, что сегодня на универсальную карту (заменяет все документы, банковские счета, измеряет давление и пульс, рекомендует, что есть, прокладывает маршрут и т.п.) поступила пенсия — 36 тысяч рублей (средняя по стране).
— Эх, если бы не инфляция (с 2011 года она обесценила деньги на 134%), то можно было бы и вовсе ощущать себя королем, — подумал Иван Сергеевич, но в уныние не впал.
Благо, помогает сын — гордость и краса, выпускник одного из тех пяти вузов, которые вошли в список крупнейших в мире (расходы на образование достигли 8,1%).
Конечно, и в его поколении повезло не всем. Средняя зарплата в стране — около 75 тысяч рублей (сейчас — около 26 тысяч). Но парень удачно прорвался в средний класс, который за 17 лет заметно расширился. В круг "середняков" входит уже не пятая часть населения, а каждый второй. А это уже зарплата не менее 100 тыс рублей, да еще и вполне солидный уровень сбережений.
Сын, словно почувствовав, что отец думает о нем, подключился на традиционное "доброе утро".
— Привет, папа, какие планы на сегодня?
— Виртуальный прием у персонального доктора, прогулка, спортклуб. Днем хотим с ребятами зайти в библиотеку, там сохранились программы с "Энгри Бердс" — помнишь, была такая игрушка, — порубимся. Вечером в театр. Ведь теперь я могу позволить себе чаще посещать культурные места.
— Отличные планы, папа, я на — работу. Завтра заскочу.
Внимание Ивана Сергеевича опять переключилось на новости. Екатерина Андреева, все такая же интересная, как и 17 лет назад, рассказывала, что из США вышел последний штат. В мире осталось всего две сверхдержавы — Евросоюз и Россия. Впрочем, Китай и Индия заявили о своем слиянии в скором времени, что даст им шанс также претендовать на звание сверхдержавы.
Примерно такое будущее описывает нам Минэкономразвития, если страна примет форсированный сценарий.
Предполагается, что такая хорошая жизнь ждет наших пенсионеров в связи с тем, что правительство сделает акцент на развитии собственных технологий, уходе от сырьевой зависимости, ВВП будет расти темпами 4,1-7% в год и достигнет в 2030 году 334,3 трлн рублей. По сравнению с 2011-м — разница почти в 6 раз. Мы оставим позади по темпам роста развитые страны.
Конечно, картина нарисована красивая, но остается множество вопросов. Например, Минэкономразвития считает, что можно повысить больше, чем в 2 раза, производительность труда и создать 25 млн рабочих мест. Взамен старых, имеется в виду? Поскольку повышение производительности труда неизбежно ведет к увеличению безработицы.
Еще один момент — все выкладки Минэкономразвития представлены, исходя из практически стерильных внешних условий. Увы, но 17 лет прожить на подъеме в нынешней ситуации вряд ли удастся.
Но, как говаривал Владимир Владимирович Маяковский, "Я планов наших люблю громадье". Хотя скептикам в моем лице ближе позиция, озвученная братьями Стругацкими: "Человек предполагает, а Господь рябь какую-нибудь напустит и — конец всему".
Ни шатко, ни валко, или Инновационный сценарий под номером 2
Сверхдержавой Россия не стала, но по темпу роста обогнала многих нынешних лидеров и в целом развивалась быстрей, чем многие лидеры. По показателю на душу населения, которое, правда, сократилось с 2011 года на 700 тыс человек, страна доросла до уровня еврозоны. По экономическому развитию еще в 2021 году оставила позади Германию. Экономика России достигла в 2030 году 4,3% мирового ВВП к 2030 году. Номинально ВВП страны достиг 296 трлн рублей (рост с 2011-го — в 5,3 раза).
Однако вложения в науку, образование и здравоохранение оказались не столь впечатляющими. Поэтому кофе в постель Ивану Сергеевичу принес робот японского производства, который сообщил о погоде и курсе доллара. Последний составил 40,8 рубля (при форсированном сценарии был бы куда дешевле — 35,6 рублей). Но инновационный вариант предполагает ослабление рубля, что не очень радует нашего героя.
Иван Сергеевич, хоть и получает 30 тыс рублей пенсии, иногда позволяет себе вылазки за рубеж к своим давним друзьям. Но чаще все же путешествует по России. Тем более, что упор во втором сценарии делается на развитие инфраструктуры, авиастроении, судостроении.
Иван Сергеевич распахнул окно — за ним мотались вертолеты и прочие средства передвижения. Начался обычный будний день.
Привычным движением в пару кликов записавшись на прием к врачу через портал "Госуслуги" (расходы на здравоохранение в 2030 году достигли 7,1% ВВП, а продолжительность жизни повысилась до 73,6 лет), пенсионер прислушался к новостям. Диктор радостно сообщил, что инфляция в 2030 году достигла рекордного уровня — 2,3%, но с 2011-го прирост оказался значительным — 137%.
"Если бы мне тогда да нынешнюю пенсию", — размышлял Иван Сергеевич, которого за этими думами застал звонок сына.
— Все у парня складывается хорошо, — мысленно перекрестился Иван Сергеевич.
Уже через год после окончания вуза сын нашел хорошую работу. Что при уровне безработицы в 4,4% — вполне нормально. Пока зарабатывает средне — около 55 тыс рублей, но перспективы хорошие. Вечерком обещал показать свое новое кредитное авто.
— Как много изменилось, — посетовал Иван Сергеевич. — В мое время мы привыкли сберегать, а нынешние все потратить пытаются.
Уровень сбережений значительно упал, зато выросла закредитованность.
Косметический ремонт, или Консервативный сценарий
— Все развитие прошляпили, — бурчит Иван Сергеевич, просыпаясь в консервативно развитой стране.
17 лет назад решили, что реформировать надо по большей части сырьевой сектор. То есть, с иглы не слезли, просто сделали ее более модерновой. Поэтому до уровня развитых стран дотянуться так и не удалось.
Экономика росла медленно, добравшись лишь до 245,1 трлн рублей. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал значительно уступает параметрам развитых стран (расходы на здравоохранение — 6,2% ВВП в 2030-м). Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки — не выше 1,3% ВВП.
Иван Сергеевич нащупывает мыском ноги китайский тапок, идет на кухню, где немецкий комбайн венгерского производства уже сварил кофе и кашу. Обычно Иван Сергеевич еще с вечера заправляет его ингредиентами и ставит на отложенный срок.
— Колбаски бы, — размечтался пенсионер, в уме раскладывая пенсию в 26 тыс рублей на ближайшие расходы.
Но, увы, позволить деликатесы ежедневно он себе не может. Да еще и сыну нужно помогать. Он ведь только недавно закончил профессиональное училище (из-за оптимизации вузов и ужесточения правил приема получить высшее образование парню пока не удалось), и его зарплата пока не дотягивает до среднего уровня по стране — около 50 тыс рублей. Хотя работу нашел, да и ладно. Благо, что безработица в стране довольно низкая — 4,7%.
— Жалко, — ругал себя пенсионер. — Не вложился вовремя в доллар. Сейчас бы обогатился. Ведь еще в 2011-м американская валюта стоила 29,4 рубля, а сейчас уже 43,2. То есть 50% прибавки. Хоть как-то можно было бы отбить инфляцию (с 2011 года цены выросли на 136%).
Зато и потрясений не было особо, успокаивал себя пенсионер и отправился в поликлинику, где вчера обещали выбросить талончики на МРТ.
Наши дни, или У каждого свой сценарий
Просыпается Иван Сергеевич в конце января 2013 года под звук старого JVC.
— Опять уснул под работающий телевизор, — ворчит мужчина.
На экране солидно одетые господа рассуждают о сценариях развития России. Группа экспертов во главе с бывшим министром финансов нарисовала стране не очень радостное будущее. И тоже в трех сценариях. Первый: предполагает, что в ситуации нестабильности нефтяных цен и снижения дотаций в регионы, последние окажутся не в состоянии выполнять свои обязательства, а это приведет к нестабильности.
Второй — цены на нефть снижаются до $60, а государство, не желая отказываться от социальных обязательств, перестает проводить реформы, увеличивает налоги и свое присутствие в экономике. В итоге через несколько лет золотовалютные резервы истощатся, богатые найдут тихую гавань за рубежами, а средний класс будет кричать от непосильного налогового бремени. Третий сценарий — цены на нефть сохраняются на высоком уровне, в государство потоком льются деньги, поэтому не будет необходимости в реформах.
Интересно, что одним из представителей группы экспертов был именно Алексей Кудрин, который в бытность главы Минфина был самым последовательным противником планов Минэкономразвития. И не потому, что выступал против отказа от нефтяной иглы. Его всегда смущало желание потратить деньги суверенных фондов, а также необходимость увеличения внешних заимствований.
К примеру, при форсированном сценарии, прогнозируют в Минэко, внешний долг банковского сектора возрастет с 9% ВВП на конец 2011 года до 20% ВВП к концу 2030 года, а компаний — с 18% ВВП до 53% ВВП соответственно.
— А во сне все было совсем иначе. Приснится же такое, — проворчал Иван Сергеевич и засобирался на работу (ведь в наши дни он еще совсем не пенсионер). — Если им верить, то я уже давно должен жить при коммунизме и в собственной квартире.
В общем, Иван Сергеевич так и не понял, чего ждать от этого будущего. Но ничего. Скоро узнаем. Всего-то 17 лет осталось …
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции