Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, для РИА Новости.
За последние несколько дней хаоса в Египте погибло более 50 человек, более тысячи получили ранения. Спустя ровно два года после революции в Египте, которая привела к отстранению правившего страной 29 лет президента Хосни Мубарака, страна опять стоит на грани переворота. И если действующий президент Мухаммед Мурси не найдет общего языка с армией, военный переворот может стать неизбежным.
Они позволили революции случиться
Два последних года так и не принесли стране спокойствия. В 2011 году правившая элита еще пыталась сохранить свою власть. Основную ставку она сделала на вице-президента Омара Сулеймана, который с 1993 г возглавлял Службу общей разведки. Он хорошо зарекомендовал себя на Западе в ходе посредничества при урегулировании израильско-палестинского конфликта, но не имел существенной поддержки в армии. Как следствие, генерал Омар Сулейман был вынужден отступить. В 2012 г он выставил свою кандидатуру на пост президента Египта, но не был допущен к выборам. В июле того же года он умер в американской клинике.
Революция в Египте во многом состоялась потому, что национальная армия проявила нейтралитет. Она вошла в крупные города страны, установила комендантский час и взяла под контроль все стратегические объекты, но не стала вмешиваться в происходившие события.
Именно армия удержала страну от политического хаоса, убедив президента Мубарака передать власть Высшему совету Вооруженных сил (Высшему военному совету) под председательством министра обороны и военной промышленности Мухаммада Хусейна Тантауи. Это не означало военный переворот, так как Высший военный совет сразу взял на себя обязательство передать мирным путем власть демократически выбранному лидеру.
Другой вопрос, что это случилось не через шесть месяцев, как ранее планировалось, а только спустя почти полтора года. В этот "переходный период" Совет смог восстановить безопасность и удерживать порядок в стране, осуществить конституционную реформу, провести судебный процесс над Хосни Мубараком, членами его семьи и представителями ближайшего окружения, практически восстановить поток иностранных туристов, а также договориться с Западом и аравийскими монархиями о выделении Египту значительной финансовой помощи. Все это заложило хорошую основу для деятельности будущего президента.
Победа исламистов
Итогами революции сразу воспользовалась исламисты в лице, в первую очередь, организации "Братья-мусульмане", которая была запрещена в 1954 г после покушения на президента Гамаля Абдель Насера. С 1982 г эта организация косвенно принимала участие в парламентских выборах, выдвигая своих представителей либо по спискам зарегистрированных партий, либо в качестве "независимых" кандидатов.
На парламентских выборах 2005 г кандидаты от "Братьев-мусульман" получили 88 мест (19% состава парламента), сформировав наибольшую по численности оппозиционную фракцию. Во время выборов, состоявшихся в ноябре 2010 г, власть оказано мощное давление на представителей этой организации, что не позволило им пройти в парламент. Это привело к бойкоту второго этапа выборов и многочисленным акциям протеста.
В период с ноября 2011 г по январь 2012 г в Египте по сложной трехступенчатой схеме прошли выборы в Народную ассамблею (нижнюю палату парламента). Как и следовало ожидать, убедительную победу одержали исламисты. Созданная "Братьями-мусульманами" умеренная Партия свободы и справедливости получила 45% депутатских мест. Еще 25% мест досталось радикальной салафитской партии "Нур" ("Свет"). И только за ними следовали либеральная партия "Новый Вафд" и светский Египетский блок.
Перед проведением второго тура президентских выборов, которые состоялись 16-17 июня 2012 г, Высший конституционный суд Арабской Республики Египет признал недействительными итоги выборов по одномандатным округам, что привело к роспуску исламистской Народной ассамблеи. Тем не менее, в ходе президентских выборов победил представитель "Братьев-мусульман" – Мухаммед Мурси, который получил 52% голосов избирателей.
Высший военный совет попытался воспрепятствовать передаче исламистам реальных рычагов власти. Так, накануне инаугурации Мухаммеда Мурси была принята Конституционная декларация, согласно которой Совет получил законодательные полномочия, а президент был лишен права контролировать вооруженные силы (ВС). Такое двоевластие просуществовало недолго: президент Мурси своим указом распустил Высший военный совет, вернув, таким образом, себе полномочия главнокомандующего. По-видимому, армия могла бы отстранить от власти Мухаммеда Мурси, но не стала этого делать, в том числе под давлением со стороны Запада.
Одержав над армией временную победу, исламисты инициировали судебные процессы против ее представителей и попытались дискредитировать национальные ВС в глазах местного населения. Такая реакция "Братьев-мусульман" и их союзников была естественной, так как военные более полувека жестко подавляли их деятельность. Тем не менее, военная элита проявила выдержку. Контролируя до трети всего экономического потенциала страны, она сознательно дистанцировалась от политических процессов, выжидая благоприятного момента для возвращения себе особой роли в египетском обществе.
Египет снова в огне
Вторая годовщина начала "жасминовой революции" по времени совпала с тяжелейшим политическим кризисом. "Братья-мусульмане" явно поторопились утвердить шариат в качестве основы государственной власти Египта. Это вызвало крайнее недовольство не только у коптов, но и представителей Фронта национального спасения. Как следствие, президента Мухаммеда Мурси и его сторонников из организации "Братья-мусульмане" оппозиция обвинила в попытках узурпировать власть в Египте и в "предательстве идеалов революции". В Каире, Суэце, Исмаилии, Порт-Саиде, Александрии, Луксоре, Эль-Минье и ряде других городов в последние дни прошли массовые антиправительственные демонстрации, которые достаточно часто сопровождались нападениями на государственные учреждения и полицейские участки.
Армия как базовый фактор стабильности
В складывавшихся условиях армия не могла оставаться сторонним наблюдателем. И хотя командование ВС заявило о невмешательстве в противостояние демонстрантов и полиции, "для обеспечения порядка и безопасности" воинские части были введены в города Суэц, Исмаилия и Порт-Саид. Основная причина этого состояла в том, что возникла реальная угроза перекрытия движения судов по Суэцкому каналу. Это могло привести к тяжелейшим экономическим последствиям для экономики страны.
То есть армия и в новом Египте играет важную роль. Не стремясь к осуществлению военных переворотов, сам факт ее присутствия является сдерживающим фактором как для рвущихся к диктатуре исламистов, так и различного рода криминальных элементов.
В дальнейшем многое будет зависеть от способности президента Мухаммеда Мурси выстроить с военными партнерские отношения. Если он продолжит курс на дискредитацию армии, ускоренную исламизацию египетского общества, ущемление прав молодого поколения и женщин, то в условиях ухудшающегося экономического положения военная элита может решиться на осуществление государственного переворота с целью спасения страны от катастрофы.
Однако такой сценарий развития событий не является неизбежным. Вполне возможно, что сформировавшие нынешнюю власть умеренные исламисты осознают необходимость опоры на национальную армию. Несомненно, что только в этом случае у них есть политическое будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции