Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Специалисты аналитического центра Юрия Левады провели масштабное социологическое исследование с целью прояснить, что на самом деле думают россияне о так называемом "законе Димы Яковлева". Результаты исследования противоречивы и неоднозначны. Бросается в глаза, насколько большой процент респондентов затруднялся ответить на вопросы социологов.
Социологи "Левада-центра" ставили перед собой задачу узнать, насколько россияне, которые столь полярно отреагировали на принятый Госдумой закон, понимают его разнообразные контексты, и как они их оценивают. А здесь намешано много всего, начиная от отношений с Америкой и заканчивая осознанием обществом причин нынешней ситуации.
Что происходит в умах граждан страны, в которой больше полумиллиона сирот? И что граждане готовы сделать, чтобы это исправить?
Трудные вопросы
В результате опроса, который проводился "Левада-центром" в январе, вышло, что ровно половина россиян так или иначе поддерживает принятый Думой закон о запрете усыновления российских сирот американскими семьями (ФОМ чуть ранее называл цифру 56%, а ВЦИОМ – 76%).
Особенность данного исследования в том, что по большинству вопросов колоссальный процент респондентов выбрали ответ "затрудняюсь ответить". Это, по словам директора Центра Льва Гудкова, который представлял результаты журналистам, говорит о сложности самой проблемы: здесь сошлись сразу несколько противоречивых установок, которые мешают людям дать однозначную моральную оценку происходящему.
Нелюбовь к Америке сошлась с недоверием к российской власти, понимание собственной социальной беззащитности и бедности – с уверенностью, что детям-инвалидам все-таки лучше оставаться на родине, нежелание самим усыновлять сирот и, в то же время, уверенность, что и другим отдавать не надо.
Лев Гудков заметил и большую зависимость оценки происходящего от социального статуса и места жительства человека. Ответы людей, которые живут в информационном пространстве, ограниченном только государственными ТВ-каналами и официальными СМИ (а это, по данным социолога, две трети страны), существенно отличались от тех, которые давали жители больших городов, люди с высшим образованием и доходами выше среднего.
Зато свое
В результате опроса выяснилось: наши граждане отдают себе отчет в том, что в России очень много сирот. Любопытно, как они объясняют себе причины этого – почти все популярные ответы связаны с ощущением социальной катастрофы.
Так, в порядке убывания, люди назвали: состояние хронической социальной дезорганизации ("в обществе очень много опустившихся людей, алкоголиков, наркоманов и т.п."), утрату моральных основ, бедность, характер социальной политики – "в России нет ценности человеческой жизни", разрушенную систему социального обеспечения и ухудшение состояния здоровья нации, в результате чего рождается много больных детей.
При этом подавляющее большинство понимает, что из детских домов выходят социально дезориентированные личности, которые, покинув казенное учреждение, чаще всего попадают в криминальную сферу, потом рожают детей, которых тоже сдают в детские дома. Такой вот замкнутый круг.
Но граждане, похоже, не верят, что его, этот круг, можно прорвать. На вопрос "Верите ли вы, что меры, которые собирается предпринять правительство РФ в связи принятием закона "Димы Яковлева" позволят существенно улучшить положение детей в детских домах, решить их медицинские проблемы, обеспечить счастливое будущее?" 64% опрошенных ответили "нет".
Не ожидая никакого улучшения судьбы этих несчастных детей, 20% ответили, что "в целом положительно" относятся к "закону Димы Яковлева". Еще 30% оценили его "скорее положительно". По мнению большинства граждан, лучше всего нашим сиротам будет житься в российских приемных семьях (36 процентов) или церковных приютах (16 процентов).
Четверть опрошенных – за то, чтобы иностранцам полностью запретили усыновление. Готовность усыновить ребенка-сироту при этом выразили всего четыре процента – чаще всего так ответили люди из деревень или маленьких городов, малообразованные и небогатые. При этом, по наблюдениям социологов, на самом деле берут детей из приютов чаще всего как раз граждане не из этой социальной категории. Таким образом, считает Гудков, в реальности семей, готовых взять сироту, на порядок меньше. Готовность усыновить редко воплощается в жизнь.
Интересны мотивы, которые, как кажется людям, побуждают американцев усыновлять детей из России – 33% считает, что здесь замешан корыстный расчет, и американцы имеют с наших сирот какую-то выгоду, а 16 процентов вообще предполагают преступные намерения.
Широта взглядов
Любопытно, что солидная часть опрошенных не больно-то доверяет и своим. Так, 40% назвали манипуляцией попытки властей объяснить принятие закона, запрещающего усыновление американцам, заботой о детях.
Две трети россиян, судя по ответам, так или иначе подозревают чиновников в том, что те прикрылись сиротами "с целью оградить свои интересы", и считают "закон Димы Яковлева" местью за "акт Магнитского".
Почти треть опрошенных вообще не знает, что это за акт, тогда как информированная часть подавляющим большинством сошлась на том, что американский жест направлен "против коррупционеров, обирающих страну и "отмывающих" награбленные деньги в США" (37%), или "против чиновников и сотрудников правоохранительных органов, нарушающих права человека в России" (17%). И только 9% переживают, что это выпад "против России и русского народа".
В то же время почти столь же сплоченно участники исследования назвали "закон Димы Яковлева" вполне адекватным ответом на "акт Магнитского" (37%). И только те же жалкие 9% сказали: "не адекватно".
Очень трудно себе представить, как все эти противоречия уживаются в голове наших соотечественников. Вот уж правда, широк русский человек. Но, видимо, недостаточно широк, раз проблема сирот в стране имеет такие масштабы. Или недостаточно широки наши законы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции