Дмитрий Филонов, РИА Новости.
"Дорогой мой человек! Приходи в пятницу в наш бар, а не в тот, куда ты ходишь каждую неделю уже почти год. У нас дешевле виски, и интерьер похож на тот ирландский паб, который ты посещал месяц назад во время отпуска!"
Если вы увидите подобное послание среди своих личных сообщений на "Фейсбуке" от незнакомого адресата, то не надо в панике оглядываться вокруг и искать тайную слежку. Похожие сообщения могут одновременно с вами получить тысячи других пользователей. И все это будет результатом новых технологий соцсети "Фейсбук", которые разработчики тестируют уже сейчас.
Марк Цукерберг долго приманивал пользователей в свою соцсеть "Фейсбук", и они клюнули. Теперь настало время подсекать и вытаскивать рыбку. Буквально пара шагов, и Цукерберг окажется в дамках, а точнее в королях. Не исключено, что в королях спама.
В январе глава "Фейсбука" показал загадочный Graph Search – поиск по социальной сети. С его помощью можно искать любимые места пользователей, людей с такими же интересами, фотографии, связи между разными людьми и прочее. Инвесторы тут же отреагировали на запуск Graph Search, уронив акции "Фейсбука" в течение часа после презентации на несколько процентов. Видать, не поверили в полезность.
Аналитики тоже не испытали восторга от запуска нового сервиса, но все же придумали, каким образом он может увеличить выручку "Фейсбука". Поиск может демонстрировать проплаченные результаты и просто увеличить время пребывания людей в этой соцсети.
Казалось бы, очередная игрушка для пользователей с туманными перспективами монетизации. Однако если взять во внимание другой сервис, который сейчас тестирует "Фейсбук", то роль Graph Search в процессе зарабатывания соцсетью денег становится видно отчетливее. Речь идет о возможности отправлять за плату сообщения незнакомым пользователям.
Конечно, делать это можно было и раньше, но они попадали во второстепенную папку – многие зачастую забывают ее проверять, а кто-то и просто не знает о ее существовании. Теперь, заплатив деньги, можно отправить свое письмо в основную папку. И тогда шанс, что его прочитают, будет значительно выше.
Но кто будет читать письма в "Фейсбуке", если все приходят туда прочитать ленту новостей от друзей, поглазеть на котиков и лайкнуть очередную страницу? А вот и есть кому читать! Цукерберг на протяжении длительного времени приучает своих пользователей к тому, что у них есть только один способ коммуникации с людьми – "Фейсбук".
Сначала в профилях спрятали информацию о сторонних электронных адресах, предложив пользоваться адресами "Фейсбука", потом запустили приложение-чат, в котором можно общаться даже с тем, кого нет в соцсети. И все это на фоне постоянной борьбы с сервисами, пытающимися как стервятники налететь на базу данных "Фейсбука" и стащить данные о друзьях пользователя.
Получается, что для рассылки своих объявлений рекламодателю всего лишь нужно будет отобрать нужных людей с помощью Graph Search и заплатить мзду "Фейсбуку". При этом поиск соцсети теоретически позволит таргетировать людей практически по любому признаку – от марки автомобиля до мест отдыха, от любимого магазина до любимой марки нижнего белья. И поплывут письма в ящики людей как косяки рыбы на нерест – только и успевай икру собирать.
В итоге, довольными будут все – и рекламодатели, получающие еще один шанс заарканить пользователей, и инвесторы, видящие попытки команды Цукерберга выжать еще больше денег из гигантской аудитории, и сама администрация соцсети, в чьи карманы при благоприятном раскладе потекут новые денежные потоки. Впрочем, не все.
Вряд ли открывающимся возможностям обрадуются обычные пользователи "Фейсбука", которые по факту получат поток спама. При подобном сценарии администрации социальной сети, как акробатам в цирке, придется ходить по тонкому канату, балансируя между желанием получить максимально возможное количество денег от рекламодателей и сохранить лояльность пользователей.
И что в итоге победит – любовь к пользователям или жажда наживы – пока предсказать сложно. Марк, люди, они не рыба, на то же место могут и не вернуться, сколько не прикармливай. Обожди чуть-чуть, не подсекай!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции