С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 янв - РИА Новости. Анализируя новое осквернение музея Набокова, надо говорить не о хулиганах, а о более глубокой проблеме, делающей возможной такие поступки, считает доцент, заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ, директор Научно-практического центра "Музейный квартал" Антонина Никонова.
"Конечно, произошедшее – это ЧП для Санкт-Петербурга как культурной столицы России. Оно свидетельствует о серьезных изменениях в ценностных приоритетах общества, в глубинных трансформациях мировоззрения граждан России, в непонимании важности принятия прошлого во всей его противоречивости. Миссия музея – сохранение культурного наследия. Музей не может восприниматься как учреждение, несущее ответственность за чьи-то интересы и взгляды на жизнь", - считает Никонова
Во вторник хулиганы оставили надпись оскорбительного содержания на здании музея Владимира Набокова в Петербурге. За январь это второй случай, когда вандалы оскверняют музей Набокова. В ночь на 10 января неизвестные разбили окно в музее, кинув в него бутылку с запиской. Тогда сотрудники музея говорили, что ранее они получали несколько анонимных писем по электронной почте, в которых содержались угрозы.
"Я думаю, что не деятельность музея В.В.Набокова, ни его творчество послужили причиной вандализма. Кому-то нравится тот или иной писатель, художник, кому-то он не близок, но это не повод выражать свои симпатии и антипатии подобным образом. Вандалы провоцируют сами себя; стоит ли говорить об их действиях, ведь реакция может быть только однозначной: это недопустимо. Это атака не на Набокова, не на музей, а на историю Санкт-Петербурга, на культурное наследие России. Такой акт нельзя вырывать из социального и культурного контекста современности", - добавила Никонова.
Музей расположен в доме 47 по Большой Морской улице, где 22 апреля 1899 года родился Набоков.
"Я считаю, что нам необходима площадка (на радио, телевидении, в прессе), где всерьез обсуждалась бы проблема не сохранения, а преемственности и интерпретации культурного наследия. Сегодня как никогда важно открытое обсуждение этих вопросов среди молодежи, среди молодых музейных специалистов, среди наших студентов, которым еще предстоит работать в музеях Петербурга. Чтобы становилось понятным, что сохранение культурного наследия – не только реставрация памятников архитектуры и сохранение музейных коллекций. Это прежде всего проблема формирования мировоззрения человека, развитого духовно, творчески осваивающего опыт своих предшественников, способного к адекватному отношению к душевному и духовному миру ближнего. Осваивая культуру, человек и становится человеком, ему необходима опора на опыт предшествующих поколений и соответствующее отношение к этому опыту. Такой человек никогда не поднимет руку на наследие своих отцов и дедов", - заключила сотрудница СПбГУ.