Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Пожар в ночном клубе Kiss города Санта-Мария на юге Бразилии 27 января унес жизни более чем двухсот молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет, около ста попали в больницы. По предварительным данным, причиной пожара стало пиротехническое шоу в клубе. В стране объявлен трехдневный траур, в штате Риу-Гранди ду Сул, где находится Санта-Мария, – семидневный.
При всем трагизме случившегося следует признать, что подобные случаи происходили в прошлом, происходят сейчас и будут происходить в будущем, а единственный способ снизить риски – максимально строго контролировать системы безопасности ночных клубов, потому что просто закрыть их не получится. Это будет противоречить природе человека.
Всемирный табун "хромых лошадей"
Трагедия в Бразилии словно под копирку повторяет пожар трехлетней давности в ночном клубе "Хромая лошадь" в Перми, где от отравления продуктами горения, ожогов и давки погибло на месте и позже скончалось в больницах 156 человек, а причиной пожара, по версии следствия, тоже была пиротехника.
Оба ночных клуба из разных полушарий земного шара поразительно похожи друг на друга: для развлечений использовались помещения, которые принято называть "коммерческой недвижимостью" на первом этаже здания в жилом городском квартале. В Перми там исходно находился магазин "Военторг", а что было раньше в клубе Kiss в Санта-Марии, пока не пишут, но по внешнему виду фасада здания можно предположить, что и там было что-то вроде магазина.
На память невольно приходят торговые, складские и промышленные помещения, кое-как, без соблюдения противопожарной безопасности, переоборудованные их новыми собственниками в ночные заведения, и возникает соблазн сделать вывод об "истинной причине" подобных трагедий и дать универсальный рецепт для их предупреждения в дальнейшем – запретить подобное перепрофилирование недвижимости.
Но стоит посмотреть весь список аналогичных пожаров с большими человеческими жертвами в ночных клубах в самых разных странах мира за последние 70 лет, как выясняется, что закономерности тут нет.
Вероятно, и в пермской "Хромой лошади", и в бразильском клубе Kiss были грубо нарушены правила пожарной безопасности, но это выяснят следствие и суд. В истории клубных пожаров были мышеловки и похуже, например, бостонский клуб Cocoanut Grove с бронированными стенами и единственным выходом, где в 1942 году погибли 492 человека.
Но такие случаи, скорее, были исключениями из правила. Большинство пожаров с жертвами в сто и более человек произошли в клубах, которые размещались в собственных, специально для них построенных зданиях с запасными выходами и современными автоматическими системами пожаротушения.
Показательным примером может служить пожар в клубе The Station в американском городе Уэст-Уорик, штат Род-Айленд, где в 2003 году погибло около ста человек. Согласно заключению Национального института стандартизации и технологий США, спринклерная система пожаротушения сработала в штатном режиме и в принципе дала время для эвакуации – если бы не паника и давка…
От коллективного мордобоя к коллективной кремации
В череде клубных пожаров можно найти только одну характерную особенность, общую для всех этих трагедий. Подавляющее большинство погибших во всех них – молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет. Как бы страшно это ни звучало, это смерть досуга современной молодежи.
Впрочем, эпитет "современной" подходит только для нашей молодежи, которая получила доступ к такой мировой разновидности времяпрепровождения, как ночные клубы, в самом конце 80-х – начале 90-х годов. Раньше были дискотеки, а еще раньше – танцы. Там тоже были свои риски. Но максимум, чего можно было там ожидать, это массовая драка с применением ножей и "колов", то есть дубинок из подсобного материала, обычно деревянных планок ближайшего штакетника.
Эта традиция сохранилась в ночных клубах СНГ, но к ней добавились стрельба, взрывы и пожары. Словом, отдыхать стали не хуже других, по мировым, так сказать, стандартам.
Инциденты в культурно-развлекательных учреждениях в мире (2009-2013) >>
Что такое ночной клуб, если назвать вещи своими именами? В идеале это герметически закрытое помещение, куда извне не проникают ни свет, ни звуки, а включается своя иллюминация, и собравшиеся впадают в транс, оглушая себя громкой музыкой, ритмическими движениями и часто, чего греха таить, "травкой", "колесами", а то и более "тяжелыми" средствами.
Ждать адекватного поведения от такой толпы в случае чрезвычайной ситуации более чем наивно.
Инициация должна быть безопасной
Запретить это невозможно. Отвлечь молодежь другим досугом, например, студенческим спортом, о возрождении которого сейчас говорится, тоже не получится. В клуб пойдут после тренировки и уж тем более – отмечать победу.
Ругать и тем более презирать молодежь за такое времяпрепровождение глупо, лицемерно и, главное, непродуктивно. Каждое поколение людей в своей молодости прошло через подобное, начиная с доисторических времен, когда ночные клубы заменяли обряды инициации на лесной поляне – с теми же плясками, грохотом тамтамов и взбадривающими средствами растительного происхождения. Сейчас это почему-то относят в разряд всемирной культуры. А ведь человек за миллионы лет мало изменился.
Сделать можно только одно: максимально обезопасить современные "поляны для инициации". Понятно, что это потребует более значительных средств от собственников клубов, чем организация мест для курения в преддверии принятия "антитабачного закона". Ведь придется не только прорубить запасные выходы и заменить автоматические системы пожаротушения на более современные и производительные.
В большинстве случаев, наверное, придется менять и всю внутреннюю отделку помещений, заменяя стройматериалы, выделяющие при горении фактически боевые ОВ, на более безопасные.
Возможно, даже придется показательно закрыть пару-тройку клубов особо экономных хозяев. Иначе не получится. Как уже публично заявили владельцы клуба Kiss в бразильской прессе, пожар был "непредсказуем" и "не укладывался ни в какие бизнес-ожидания", а случился он "по воле судьбы", в связи с чем "только Господь [в этой ситуации] может дать утешение и духовное умиротворение".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции