Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
В России уже в этом году появится инвестиционный монстр, под управлением которого будут аккумулированы средства, сопоставимые с годовым бюджетом страны. И деньги эти в значительной степени окажутся в частных руках. Откуда такой вывод? Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о создании специализированной структуры, Российского финансового агентства (Росфинагентство), которое будет заниматься вложением средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также долговыми обязательствами.
В дальнейшем предполагается отдать Росфинагентству и пенсионные накопления "молчунов", которыми сейчас занимается Внешэкономбанк.
Зачем властям понадобился агент
Идея создания Росфинагентства появилась еще до кризиса 2008 года, поскольку власти сочли инвестирование госзаначек не слишком доходным и эффективным. Сейчас размещением денег суверенных фондов вместе с золотовалютными резервами занимается Центробанк. В этом и проблема, сочло правительство, поскольку ЦБ, по закону, сильно ограничен в выборе инструментов. С одной стороны, он может вкладывать средства исключительно за рубежом – иначе теряется смысл валютных резервов, с другой – только в высоконадежные, а, следовательно, малодоходные бумаги.
Давайте расширим список, захотели власти, но для этого нужно передать заначки под управление специализированной структуре в форме финансового агентства. Его создание явно затянулось, хотя представители Минфина, на основе которого должна была появиться структура, регулярно докладывали о проделанной в этом направлении работе. К примеру, еще года три назад было объявлено о том, что ведомство начало "пылесосить" рынок в поисках лучших кадров, занимающихся инвестиционной деятельностью. Весной прошлом году глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что все практически готово для начала работы.
Неизвестно, сколько бы еще тянулась эта эпопея, но в конце июня 2012-го на рычаг надавил президент Владимир Путин, который в бюджетном послании указал, что Росфинагентство должно заработать уже в начале 2013-го. Понятное дело, что и в эти рамки не вписались, но ускорение однозначно произошло. Что наглядно видно по той оперативности, с которой был подготовлен и уже даже принят в первом чтении законопроект.
А документ, надо сказать, очень интересный. Хотя бы тем, что он сильно отличается от первоначально заявленных планов. Не исключено, что во многом это стало следствием спешки при подготовке документа.
Открытое общество на вход и на выход
Итак, по пунктам. Первое: законопроект предполагает, что специализированная финансовая организация будет создана в форме открытого акционерного общества (ОАО). Изначально говорилось о том, что это будет некая структура в недрах Минфина. Чуть позже обсуждали форму госкорпорации. Но ОАО – принципиально иной статус. Даже если государство будет учредителем агентства, а глава Минфина – входить в Совет директоров, акционерное общество – все равно слишком гибкая форма для организации, которая будет заниматься госзаначкой.
Подводных камней тут множество. Достаточно сказать, что участники ОАО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. При этом в законопроекте нет никаких требований к акционерам, отсутствует положение об обязательной доле государства, а также практически не прописаны вопросы контроля. Подобная свобода, как вы понимаете, в нашей стране обычно используется не в государственных интересах.
Еще один момент, который, кстати, сильно возмутил депутатов при рассмотрении документа в первом чтении. Фактически законопроект имеет общий вид, а всю конкретику авторы обещали регламентировать правительственными актами.
Что это означает? Сейчас все вопросы бюджетной сферы проходят через парламентариев. Если проект примут в нынешнем виде, то фактически Госдума отстраняется от влияния на суверенные фонды. Что, естественно, депутатам не понравилось, и в первом чтении документ приняли с оговоркой, что ко второму рассмотрению правительство изменит правовую форму Росфинагентства.
Внешэкономбанк готов взять 10 триллионов
Второе: планируется, что новая структура будет управлять не только средствами суверенных фондов (об этом говорилось изначально), но и долговыми обязательствами, а также в перспективе пенсионными накоплениями граждан. В совокупности набегает 10 трлн рублей. Для сравнения: российский бюджет на 2013 год запланирован в размере 12,9 трлн рублей.
Включение в список пенсионных средств породило в депутатском корпусе предложение, что вместо создания Росфинагентства нужно передать функции госагента по управлению и суверенными фондами, и долговыми обязательствами и накоплениями ВЭБу.
Естественно, что Внешэкономбанк с чувством глубокого удовлетворения воспринял подобную инициативу. В кулуарах Давоса глава ВЭБа Владимир Дмитриев охотно обсуждал с журналистами эту тему, подчеркивая, что не возражает и готов начать переговоры. В заочную дискуссию с Дмитриевым тут же вступил замминистра финансов Сергей Сторчак, который категорически отверг такое развитие событие. Все дело в конфликте интересов, отметил замминистра, поскольку ВЭБ выступает в роли и заемщика, и кредитора, и посредника, а главное – финансирует инвестпроекты.
Кстати, этот заочный обмен мнениями вовсе не означает, что Внешэкономбанк не сможет в конечном итоге занять место самого крупного управляющего инвестициями. Очевидно, что дискуссия по этому поводу будет продолжаться. И вот почему…
Кому подложат подушку безопасности
Третья и, пожалуй, самая грандиозная неожиданность: Росфинагентство сможет передавать средства суверенных фондов в доверительное управление сторонним организациям. То есть, частным управляющим. При этом вкладывать деньги можно будет в акции, в том числе российских компаний. Об этом уже частично говорилось, когда президент заявил о необходимости вложить 100 млрд рублей из ФНБ в инфраструктурные проекты.
Все это говорит о том, что государство хочет выступать в качестве заказчика-распределителя, а управлять, скорей всего, средствами будут именно частные компании. Причина понятна: Минфин не смог переманить с рынка достойную команду управляющих. Возможно, это дело времени, но сейчас очевидно, что на первых порах большая часть денег перейдет в частные руки. Возможно, кстати, что это могли бы быть и инвестиционные дочки госбанков.
Можно сказать, что свершилась мечта всех противников Стабфонда, которые на протяжении многих лет говорили о необходимости вложения денег из подушки безопасности в российские ценные бумаги руками частных управляющих.
Но не нужно забывать, что этот вариант предполагает чрезвычайно высокие риски. Их, кстати, в ходе первого чтения тоже отметили депутаты. Но и без них понятно, что опасно отдавать госзаначки в частные руки при том, что в законопроекте пока не прописаны четкие критерии отбора таких компаний, их ответственность и требования по портфелю.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции