Оксана Полищук, обозреватель РИА Новости.
Международный автосалон в Детройте, завершивший работу в воскресенье, продемонстрировал, что европейские и азиатские производители решительно теснят американских. Но сам американский автопром в минувшем году увеличил объемы продаж, и это может свидетельствовать о постепенном восстановлении экономики США.
Выезжаем из кризиса?
Автомобильный рынок в США всегда был индикатором экономического здоровья США, страны, где на автомобилях ездят практически все – от детишек до старушек. Автомобиль для американца – это в какой-то степени часть его самого, ведь без этого транспортного средства в такой огромной стране, где далеко не везде ходит общественный транспорт, зачастую просто не выжить.
Согласно последним данным, в прошлом году продажи автомобилей в США выросли на 13,4% по сравнению с 2011 годом. Это самый крупный показатель с 2008 года, когда после начала тяжелейшего экономического кризиса продажи машин в стране начали резко снижаться. Более того, 13,4% – самый высокий рост годового объема автомобильных продаж с 1984 года.
В 2012 году в США было продано 14,5 миллиона автомобилей, в то время как в 2011 году этот показатель составил 12,8 миллиона, а в 2009 году, в самый разгар кризиса – 10,6 миллиона автомобилей.
Получается, что американцы стали с гораздо большим оптимизмом смотреть в будущее. Ведь мало кто будет менять старую машину на новую, если есть угроза не заплатить вовремя очередной ипотечный взнос за дом или квартиру.
Чьи машины лучше
Уже не один год лидерами на автомобильном рынке являются японские производители Toyota и Honda, за которыми со все более видимыми усилиями поспешают "три кита" американского автопрома Chrysler, Ford и General Motors.
Так, Toyota увеличила продажи в прошлом году на 28%, а Honda – на 24%. Кстати, в тройке лидеров по данному показателю находится еще один японский автопроизводитель, Subaru. В его активе рост в 26%. Однако учитывая небольшой объем продаж в целом по стране, он не попал в абсолютные призеры. На третьем месте в США оказался американский Chrysler, в основном благодаря любви многодетных американцев к минивэнам.
Безусловно, американская глубинка продолжает массово ездить на отечественных автомобилях. Консервативные белые фермеры еще очень не скоро расстанутся с любимыми и самыми популярными в США пикапами Ford серии F и Chevrolet Silverado. Кстати, эти две модели машин стали в 2012 году абсолютными лидерами продаж среди американских машин. Их было продано 645 316 и 418 312 штук соответственно.
В центральных штатах США машины такого рода очень популярны: на них фермеры перевозят различные грузы, домохозяйки отвозят детей в школы, ездят по магазинам. На такой машине всей семьей можно отправиться в кинотеатр в боулинг, или в путешествие, прицепив к ней дом на колесах.
Автору этих строк, путешествовавшей по Америке на Toyota Camry, в глубинке неоднократно приходилось отвечать на недоуменные вопросы владельцев пикапов, "как можно на этом ездить" и "что хорошего в седанах, тем более в японских". В небольших городах, например, в штатах Вайоминг или Южная Дакота образчиков японского или европейского автопрома практически нет. Не практично, и не патриотично.
Что любят в городах
Если консервативная глубинка продолжает ездить на американских машинах, то американцы, живущие в больших городах, отдают предпочтение японским и европейским машинам. Toyota Camry и Honda Accord полюбились практичным американцам за большие размеры, экономичность и надежность.
Ведь одной из отличительных особенностей американской продукции является ее ненадежность. Побывавшие в Европе американцы говорят, что тот же Ford для, например, европейского рынка делает гораздо лучшие автомобили, чем для продажи в США. Да и модели машин одной и той же марки в Европе и США могут быть совершенно непохожи друг на друга.
Помимо японских автомобилей, в американских крупных городах любят европейские машины всех размеров. Они ломаются чаще японских, но все-таки не так часто, как американские.
Кстати, прошедший год в США стал очень неплохим для продавцов люксовых версий машин. Первое место по продажам в этом сегменте занял немецкий автогигант BMW, на втором месте оказался Mercedes-Benz. Третье место поделили между собой Lexus и Acura, являющиеся люксовыми подразделениями Toyota и Honda. Американские производители машин для богатых и здесь проиграли – у Cadillac продажи упали в 2012 году на 1,7%, а у Lincoln – на 4,1%.
Две последние марки всегда предпочитали состоятельные американские пенсионеры. Однако даже они, несмотря на нежелание пожилых людей отступать от своих привычек, массово пересаживаются на высококлассные европейские и японские машины, утверждая, что ощущают себя в них не менее безопасно и комфортабельно, чем в Cadillac или Lincoln.
Детройт нарядный и депрессивный
Только что завершившееся в Детройте (штат Мичиган) Североамериканское международное автошоу очень точно отражает состояние дел на автомобильном рынке в США. Так, подавляющее большинство премьер здесь – европейские, японские и корейские. За искренне любящего автомобили американского потребителя решили активно побороться практически все мировые производители, приурочившие подавляющее большинство своих премьер именно к Детройту, а не к предстоящему весной женевскому автошоу.
В этом году на ежегодно проходящей уже более 100 лет выставке последней автомобильной моды прошло 50 мировых премьер. В прошлом году их было 38.
Однако "блеск и нищета" в Детройте тесно соседствуют. Пестреющий плакатами о проходящей автовыставке, красиво подсвеченный выставочный комплекс Cobo center резко контрастирует с убогим городским пейзажем некогда блестящей столицы американского автопрома: вымершие кварталы в самом центре города, многоэтажные дома с выбитыми стеклами, огромные стаи птиц.
Согласно данным американской полиции, Детройт является самым криминогенным городом в США. Не помогло городу и то, что здесь, как в индейских резервациях, в виде исключения было разрешено открывать казино.
На фоне всеобщей разрухи диковато смотрится современный комплекс зданий автогиганта General Motors, к которому каждое утро съезжаются на новеньких автомобилях сотрудники компании.
Сами американцы грустно шутят, что вид Детройта отражает общее состояние дел в автомобильной промышленности США. Но, судя по последним цифрам, пациент скорее жив, чем мертв.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции