С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 янв — РИА Новости. Уникальные особенности каждого заполярного региона должны быть четко прописаны в законе об Арктической зоне России, а также нужны принципиально новые подходы к строительству инфраструктуры и экономике Севера, считает губернатор Ненецкого автономного округа (НАО) Игорь Федоров.
Министерство регионального развития ранее опубликовало проект федерального закона об Арктической зоне РФ. Экспертные заключения по законопроекту Минрегион, который будет координатором и уполномоченным федеральным органом в области развития Арктики, принимает до 29 января 2013 года. Основным документом стратегического социально-экономического планирования проект закона устанавливает Государственную программу (или Стратегию) развития Арктической зоны РФ, которая должна утверждаться сроком на восемь лет.
"Надо признать, что Заполярье — уникальная территория. Мы должны четко определить территории, входящие в арктическую зону. Здесь должен быть принципиально иной подход к решению инфраструктурных задач, и государство должно взять на себя такую ответственность, так как на "частника" полностью положиться нельзя", — сказал Федоров.
Например, нужно отдавать себе отчет, что на этих территориях никогда не будет классической рыночной конкуренции, поэтому необходима потребкооперация, чтобы обеспечить продовольственную и топливную безопасность каждого населенного пункта в Арктике, считает губернатор. Затраты на создание малых заводов по производству топлива и ГСМ на Севере будут еще больше, чем на их доставку в рамках северного завоза, пояснил он.
"От северного завоза морским и речным транспортом в ближайшее время избавиться не удастся — нужно быть реалистами. Но в десяти- и двадцатилетней перспективе, когда будут созданы дороги, в том числе и железные, возможно создание больших заводов, которые позволят каждому северному региону обеспечить свое население стабильными поставками топлива", — убежден Федоров.
Что касается администрации Северного морского пути (СМП), которая начнет работать в Москве с 28 января, то губернатор НАО подчеркнул, что полномочия по управлению столь важной транспортной артерией должны быть именно в административном центре страны.
"Бояться Москву и Петербурга как административных центров не стоит. Мы пока не готовы переносить центры влияния (на северные территории). Грузопоток по СМП все равно будет. Северный путь будет достаточно медленно развиваться — на его развитие уйдет как минимум еще десять лет. Это тяжелейший проект, и у него есть множество препон", — отметил Федоров.