СТРАСБУРГ, 25 янв — РИА Новости, Кристина Луна-Родригес. Взаимоотношения России и Грузии после вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии в августе 2008 года и первая реакция ПАСЕ на "закон Димы Яковлева" стали центральными темами завершающейся в пятницу зимней сессии Ассамблеи.
Россия и Грузия: пять лет спустя
Обсуждения доклада шведского парламентария Тины Акетофт по гуманитарным последствиям "войны" пятилетней давности между Грузией и Россией, когда Москва вступилась за Южную Осетию, против которой Тбилиси развязал вооруженную агрессию, многие в ПАСЕ ожидали с тревогой. В Ассамблее еще не забылись октябрьские дебаты 2008 года, когда радикально настроенные депутаты предложили лишить Москву за операцию в Цхинвали права голоса. Тогда, после целого дня дискуссии, парламентарии не поддержали это предложение с минимальным перевесом.
С тех пор отношения Москвы и Тбилиси обсуждались в ПАСЕ, но уже не так часто и не так эмоционально.
Однако представленный на этой сессии доклад Акетофт быстро изменил сложившуюся ситуацию. В нем досталось и российской стороне, и грузинской, и вообще всем "вовлеченным в конфликт сторонам". Шведский парламентарий раскритиковала принимаемые меры в гуманитарной сфере, заметив, что на данный момент там "происходит медленное, но неуклонное "замораживание" конфликта". По ее мнению, "озабоченность всех сторон по поводу вопросов статуса, пересечения административных границ и по поводу терминологии подрывает возможность решения гуманитарных проблем". Акетофт также указала, что "эти вопросы, являясь по сути политическими, должны быть вторичными, а не первичными в ходе любой гуманитарной дискуссии". В своем докладе она по пунктам объяснила, что и как следует сделать сторонам для улучшения положения беженцев в районе конфликта.
Встреча, которую никто не ждал
Доклад шведки Акетофт вызвал в ПАСЕ достаточно оживленную дискуссию, в ходе которой стороны не только повторили свои позиции, но и неожиданно высказали "надежду на возможный диалог по гуманитарным вопросам". Правда, российская делегация сразу оговорилась, что диалог с обновленной грузинской делегацией в ПАСЕ возможен именно по гуманитарному аспекту, а не политическому.
В кулуарах Ассамблеи многие парламентарии сразу заметили готовность сторон пусть к минимальному, но все же диалогу. Как рассказал РИА Новости один из евродепутатов, "мы ждали традиционных обвинений, критику… она была, но мы услышали и увидели, что стороны готовы разговаривать". Другой евродепутат признался, что, "услышав это, я удивился и не сразу поверил! Я хорошо помню, что здесь было осенью 2008 года".
Куда большее удивление ждало европарламентариев после того, как стало известно, что уже в рамках этой сессии главы российской и грузинской делегаций провели первую за пять лет встречу без посредников. Более того, встреча прошла так хорошо, что по ее итогам было принято решение встретиться снова, уже на весенней сессии в апреле и в расширенном составе.
Как шутливо подытожил в беседе с РИА Новости один из депутатов ПАСЕ, "если с такой скоростью и дальше будут решаться проблемы в Ассамблее, скоро нам здесь будет нечего обсуждать"
"Затянувшееся молчание"
Другим ярким событием зимней сессии стала первая реакция ПАСЕ на ситуацию с принятым Государственной Думой России в декабре прошлого года "законом Димы Яковлева".
Закон стал ответом на американский "акт Магнитского" и ввел с 1 января этого года запрет на усыновление американцами российских детей.
Наблюдатели сразу обратили внимание: ПАСЕ, известная своей молниеносной реакцией на любые правозащитные темы в России, на этот раз больше месяца раздумывала над тем, как прокомментировать закон.
Отвечая в интервью РИА Новости на вопрос о том, чем это вызвано, докладчик ПАСЕ по проблемам детей Марлен Рупрехт объяснила тем, что "ждала официального статуса от ПАСЕ, теперь я — генеральный докладчик по вопросам детей". Она отметила, что "легко могла сделать личное заявление, и таких было немало, но в качестве докладчика ПАСЕ это прозвучало весомее". Рупрехт рассказала, что отдельного доклада по думскому закону она делать не будет, а вот в работе над докладом коллеги швейцарского парламентария Андреаса Гросса по "акту Магнитского" она участие примет.
Комментируя ситуацию, сотрудник аппарата ПАСЕ шутливо заметил, что", конечно, в этот раз сенсации не получилось". Но добавил, что "намерение докладчицы включить пассаж о "законе Яковлева" в доклад по "акту Магнитского" говорит о том, что к этой теме в ПАСЕ еще вернутся".