МОСКВА, 24 янв — РИА Новости. СБ ООН проявляет двойные стандарты в оценке ракетной и ядерной деятельности КНДР и других стран, поэтому реакция руководства Северной Кореи, заявившей о намерении наращивать свой ядерный потенциал несмотря на санкции, была вполне предсказуемой, считают опрошенные РИА Новости эксперты. По их мнению, места для маневра не осталось, в связи с этим они предрекают новое обострение ситуации на Корейском полуострове.
СБ ООН принял во вторник резолюцию с осуждением недавнего запуска в КНДР ракеты со спутником, которая может быть оснащена ядерной боеголовкой, и расширил список организаций и лиц в Северной Корее, попадающих под введенные ранее экономические санкции. В ответ на это Пхеньян заявил о намерении наращивать свой военный потенциал и развивать ядерную программу, отказавшись от переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова.
Участниками шестисторонних переговоров по денуклеаризации, начатых в 2003 году и фактически прерванных в конце 2008 года, являются КНДР и Южная Корея, Китай, Россия, США и Япония. Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) в четверг передало заявление Государственного комитета национальной обороны КНДР, который предупредил о проведении "ядерных испытаний высокого уровня", направленных против "заклятого врага — США".
Двойные стандарты
Директор корейских программ Института экономики РАН Георгий Толорая считает реакцию Северной Кореи на резолюцию СБ ООН абсолютно предсказуемой и ожидаемой.
"Северная Корея заявила, что считает переговоры и всякие разговоры о денуклеаризации просто беспредметными, и естественно, что она будет заниматься совершенствованием своего ядерного оружия и ракет. Так что ничего неожиданного в этом нет", — отметил ученый.
По мнению эксперта, ситуация могла бы развиваться иначе, если бы СБ ООН более сдержанно отреагировал на недавний запуск КНДР ракеты со спутником, скажем, ограничился бы заявлением без упоминания об усилении санкций.
"Сейчас, к сожалению, места для маневра не осталось, так что нас ждет новое обострение ситуации на Корейском полуострове — таков итог действий Совета Безопасности, вернее итог американо-китайских договоренностей по северокорейскому поводу", — сказал Толорая РИА Новости.
"Например, одновременно с неудачным пуском ракеты КНДР в апреле прошлого года свои испытания баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, провели Индия и Пакистан. Разве по этому поводу кто-то поднял голос, призвал созвать Совбез, призвал осудить эти страны, которые не являются членами договора о нераспространении? Американцы заявили, что мол, индийские пуски не представляют угрозу миру в этом регионе. Япония в апреле 2012 вывила на орбиту 4 спутника, в том числе один южнокорейский, и заявила, что планирует вывести еще шесть. Корея в этом году (причем с помощью России), всего в 200 километрах от северокорейского космодрома тоже собирается запускать свой спутник. Но никто по этому поводу беспокоиться не собирается", — рассказал он РИА Новости.
Эксперт считает, что данная ситуация показала избирательное применение устава ООН, когда союзникам, коммерческим партнерам много позволяется, а тем, кто не является американским союзником или препятствует реализации американской внешней политики — им предоставляется только закон.
Надуманная угроза
Жебин также высказал мнение, что война с КНДР возможна только в одном случае, если США попытаются разоружить КНДР по примеру Ирака.
"Сама КНДР ни на кого нападать не собирается. В руководстве страны стоят прагматичные люди, которые понимают, что в отличие от корейской войны, когда КНДР помогал Китай и СССР, сейчас эти страны не поддержат военные авантюры. Северокорейская армия не способна вести серьезная наступательную операцию в силу того, что ее армия вооружена техникой прошлого века. Разговоры о северокорейской угрозе специалисты встречают с большим скепсисом. А вот не допустить развитие событий по иракскому и ливийскому сценарию северные корейцы могут и все для этого делают", — подчеркнул он.
Эксперт отметил, что северокорейское руководство остается относительно сплоченным.
"Даже удаление высших военачальников не вызвало серьезного раскола. Разногласия в элите решаются за кулисами, открытого противостояния нет. Население за почти полвека экономической блокады, санкций со стороны США их союзников, привыкло жить в такой ситуации. Эти санкции (как и санкции ООН) не помешали Пхеньяну построить спутник и вывести его на орбиту. Так что санкции, безусловно, оказывают влияние на уровень жизни населения, но неспособны серьёзно влиять на курс КНДР, о чем и Россия неоднократно предупреждала", — добавил Жебин.
В свою очередь, Толорая, комментируя заявление Пхеньяна о намерении провести ядерные испытания и продолжить запуски ракет, заявил, что это не обусловлено усилением политического влияния консервативных военных кругов.
"Неизбежно жесткая линия должна была возобладать на нынешнем этапе. Это не позиция какой-то группировки, это вынужденная необходимость, к сожалению, для Северной Кореи", — сказал Толорая.
Он добавил, что молодой северокорейский лидер Ким Чен Ын все же хочет в определенной мере провести либерализацию страны, и возможно, пойти на какие-то ограниченные реформы, но ему пока не дают этого сделать.
"И не дают ему сделать это не только собственные военные, но и военные и консерваторы Южной Кореи, США и Японии", — заключил Толорая.