Мария Токмашева
После почти пятнадцатилетнего перерыва, за который Стивен Спилберг успел поиграться с разного рода фантастикой ("Искусственный разум", "Особое мнение"), приключениями ("Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа") и сказками ("Приключения Тинтина", "Боевой конь"), главный американский кинематографист современности вернулся к патриотической тематике и выпустил масштабный байопик "Линкольн", который на этой неделе выходит в российский прокат.
Американская премьера картины состоялась аккурат в разгар президентской предвыборной кампании в США. Принципы равноправия и демократии, исторически сложившаяся особая роль президента Соединенных Штатов, а главное - борьба за поправку к конституции, дарующую свободу неграм, - все это в осенней Америке выглядело актуально, волнующе и, без сомнения, патриотично. Фильм Спилберга в итоге заявлен почти во всех "оскаровских" номинациях, включая, естественно, "лучший фильм" и "лучший режиссер".
Действие картины разворачивается во время завершения Гражданской войны между Севером и Югом, когда президент страны имеет особые права. После подписанной в 1862 году Линкольном "Прокламации об освобождении рабов" он идет еще дальше и инициирует ту самую 13-ю поправку Конституции. Одни только разговоры об отмене рабства встречают волну негодования демократов, которую будет поручено остановить, как сейчас бы сказали, политтехнологам республиканской партии. Спилберг не стесняется показывать в своем фильме не самые честные способы получения голосов на выборах: в ход идут, как правило, обещания демократам различных высоких должностей. Но сам 16-й президент США в этой "грязной игре" за "честные выборы" не участвует.
Авраам Линкольн в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса - не сказать, что герой и лидер нации, но, безусловно, ее моральный авторитет, совесть и честь. Последовательный борец с рабством, он готов сделать для этого все. "Каждый человек должен быть свободен и если ради этого его нужно назвать имуществом, пусть будет так", - рассказывая о законе своим соратникам по партии, говорит Линкольн.
Дэниел Дэй-Льюис в сцене из фильма "Линкольн"
Речи Линкольна, конечно, вошли во все американские учебники истории. Но у Спилберга президент говорит постоянно. Травит байки одну за другой: и высоким чиновникам, и простым солдатам. То расскажет случай из адвокатской практики, когда 73-летняя старушка убила своего 83-х летнего мужа, то поведает о том, как во время высокого приема увидел в туалете портрет Джорджа Вашингтона, то выведет из аксиомы Евклида принцип всеобщего равенства. Конгрессмены, солдаты и чиновники с большим почтением и вниманием слушают своего разговорчивого президента, который в быту оказывается примерным отцом семейства.
Дома Линкольн по преимуществу молчалив и покладист: слушается во всем свою деспотичную жену Мэри (Салли Филд), не отпускает старшего сына (Джозеф Гордон-Левитт) на войну, а в момент "жаркого" обсуждения в конгрессе 13-й поправки спокойно рассматривает с младшим сыном жучков.
А в это время на финальном рассмотрении поправки самую душещипательную речь произносит сенатор Тадеуш Стивенс, в отменном исполнении Томми Ли Джонса. Этот радикальный республиканец отказывается участвовать в политических игрищах, где каждый демократ норовит поймать его на слове и поднять на смех. "Как я могу утверждать, что все люди равны, если у кого-то меньше мозгов?!" - вопрошает он конгрессменов. Стивенс, как в конце фильма расскажет зрителям Спилберг, борется за равноправие темнокожих исключительно по личным, а вовсе не по политическим причинам, не из-за лавров народного освободителя и доблестного героя учебников по толерантности. Эта роль и в фильме Спилберга, и в американской истории отведена 16-му президенту США Аврааму Линкольну, убитому выстрелом в голову через 2,5 месяца после принятия поправки, без которой бы не было современных Соединенных Штатов Америки.
Кадр из фильма "Линкольн"
Стивен Спилберг, как настоящий певец родины, создал качественный, героический байопик, прославляющий президента-либерала (в хорошем смысле этих слов), и в очередной раз рассказывающий о свободе, равенстве и братстве народов, вне зависимости от их цвета кожи. Примечательно, что на прошлой неделе в российский прокат вышел фильм о, вроде бы, той же борьбе за права темнокожих, "Джанго освобожденный". Но если у Тарантино революция шла снизу и сопровождалась фонтанами крови, то у Спилберга революция идет сверху и сопровождается разве что политическими интригами. Конечно, режиссеры рассказывают о разном временном периоде (у Тарантино действие фильма происходит за два года до начала войны), но посыл и его художественное воплощение от этого не меняется. Поэтому Тарантино вызывает либо жесткую критику, либо необыкновенный восторг. В то время, как политкорректный Спилберг - лишь умеренное одобрение.
Наверное, и в России "Линкольн" вызовет такую же реакцию. Хотя по большому счету фильм Спилберга, можно назвать мечтой российского агитпропа, который грезит о воплощении на всех экранах страны славных страниц российской истории и жизнеописаний великих личностей. Но только Спилберга у нас пока нет. Да и путь, при котором революция идет сверху, как-то для нас тоже не характерен.