Рейтинг@Mail.ru
Сергей Эйзенштейн: проснувшийся знаменитым - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Эйзенштейн: проснувшийся знаменитым

Читать ria.ru в

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Режиссер, теоретик, сценарист и художник, Эйзенштейн - человек, которому современный кинематограф во многом обязан своим существованием.

© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкСегодня исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Режиссер, теоретик, сценарист и художник, Эйзенштейн - человек, которому современный кинематограф во многом обязан своим существованием.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) на съемках фильма "Старое и новое" в 1926 году, из фотоальбома "Литературной газеты" II выпуск. "Эпоха Октября, время в образах".

Русский кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн
Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Режиссер, теоретик, сценарист и художник, Эйзенштейн - человек, которому современный кинематограф во многом обязан своим существованием.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) на съемках фильма "Старое и новое" в 1926 году, из фотоальбома "Литературной газеты" II выпуск. "Эпоха Октября, время в образах".

1 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкСергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в семье рижского инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и его супруги Юлии Ивановны, в девичестве Конецкой. Единственный сын в обеспеченной семье (его мать происходила из купеческого рода, владевшего "Невским баржным пароходством"), Сергей получил хорошее образование, в том числе с раннего детства изучал три иностранных языка. Но в 1912 году родители будущего режиссера развелись, и он остался с отцом.

На фото родители кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна Юлия Ивановна и Михаил Осипович Эйзенштейн. 1890 год

Юлия Ивановна и Михаил Осипович Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн родился 22 января 1898 года в семье рижского инженера и архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна и его супруги Юлии Ивановны, в девичестве Конецкой. Единственный сын в обеспеченной семье (его мать происходила из купеческого рода, владевшего "Невским баржным пароходством"), Сергей получил хорошее образование, в том числе с раннего детства изучал три иностранных языка. Но в 1912 году родители будущего режиссера развелись, и он остался с отцом.

На фото родители кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна Юлия Ивановна и Михаил Осипович Эйзенштейн. 1890 год

2 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкОкончив реальное училище, Сергей несколько лет учился в Петроградском институте гражданских инженеров, а затем, бросив учебу, ушел добровольцем в Красную Армию. После гражданской войны был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (изучал японский), а в 1921 году стал слушателем и стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда.

Советский режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. 1925 год

Советский режиссер С.М.Эйзенштейн
Окончив реальное училище, Сергей несколько лет учился в Петроградском институте гражданских инженеров, а затем, бросив учебу, ушел добровольцем в Красную Армию. После гражданской войны был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (изучал японский), а в 1921 году стал слушателем и стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда.

Советский режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн во время работы за монтажным столом. 1925 год

3 из 25
CC0 / Borodulin's collection / Тогда же, в начале 1920-х, Эйзенштейн работал режиссером театра Пролеткульта и тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского (на фото). Именно в "ЛЕФе" впервые был опубликован знаменитый манифест Эйзенштейна "Монтаж аттракционов", где он говорил о новых принципах организации драматического действия. Тогда же режиссер занимался и поисками собственного кинематографического языка, ярко проявившегося в первых же его фильмах, таких как "Стачка", "Броненосец Потемкин" и "Октябрь" (в мировом прокате - "Десять дней, которые потрясли мир"). Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. "Октябрь" можно считать одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящего. Фильм известен еще и тем, что в нем впервые в художественном кино был показан образ Ленина. Его сыграл Василий Никандров. Кстати, Маяковский не принял эту ленту. "Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него", - писал поэт.
Б. Пастернак, Л. Брик, В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн
Тогда же, в начале 1920-х, Эйзенштейн работал режиссером театра Пролеткульта и тесно сотрудничал с группой Владимира Маяковского (на фото). Именно в "ЛЕФе" впервые был опубликован знаменитый манифест Эйзенштейна "Монтаж аттракционов", где он говорил о новых принципах организации драматического действия. Тогда же режиссер занимался и поисками собственного кинематографического языка, ярко проявившегося в первых же его фильмах, таких как "Стачка", "Броненосец Потемкин" и "Октябрь" (в мировом прокате - "Десять дней, которые потрясли мир"). Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. "Октябрь" можно считать одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящего. Фильм известен еще и тем, что в нем впервые в художественном кино был показан образ Ленина. Его сыграл Василий Никандров. Кстати, Маяковский не принял эту ленту. "Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него", - писал поэт.
4 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкТретья режиссерская работа Эйзенштейна - "Броненосец "Потемкин". Фильм-легенда, о котором говорят, что он сделал кино искусством, впервые для того времени был снят без декораций и участия знаменитых актеров - только реальные люди и только подлинные события. Сергей Эйзенштейн делал этот фильм к 20-летию революции 1905 года. Изначально это был "госзаказ", и фильм не собирались выпускать в прокат, он предназначался для клубных просмотров и лекций. Но после официальной премьеры - картина была впервые показана в Большом театре на праздновании 20-летия первой российской революции в декабре 1925 года - все изменилось. На следующий день Сергей Эйзенштейн, которому тогда было всего 27 лет, сделал в своем дневнике запись: "Проснулся знаменитым". Позднее фильм с огромным успехом шел и на экранах мира. Чарли Чаплин назвал "Потемкина" самой лучшей картиной в мире, а Дуглас Фербенкс после просмотра фильма заявил: "Это сильнейшая кинодрама, когда-либо виденная мною".

Съемочная группа фильма "Броненосец "Потемкин" во главе с Сергеем Эйзенштейном (8 слева) на борту военного корабля. 1925 год

Съемочная группа фильма Броненосец Потемкин
Третья режиссерская работа Эйзенштейна - "Броненосец "Потемкин". Фильм-легенда, о котором говорят, что он сделал кино искусством, впервые для того времени был снят без декораций и участия знаменитых актеров - только реальные люди и только подлинные события. Сергей Эйзенштейн делал этот фильм к 20-летию революции 1905 года. Изначально это был "госзаказ", и фильм не собирались выпускать в прокат, он предназначался для клубных просмотров и лекций. Но после официальной премьеры - картина была впервые показана в Большом театре на праздновании 20-летия первой российской революции в декабре 1925 года - все изменилось. На следующий день Сергей Эйзенштейн, которому тогда было всего 27 лет, сделал в своем дневнике запись: "Проснулся знаменитым". Позднее фильм с огромным успехом шел и на экранах мира. Чарли Чаплин назвал "Потемкина" самой лучшей картиной в мире, а Дуглас Фербенкс после просмотра фильма заявил: "Это сильнейшая кинодрама, когда-либо виденная мною".

Съемочная группа фильма "Броненосец "Потемкин" во главе с Сергеем Эйзенштейном (8 слева) на борту военного корабля. 1925 год

5 из 25
© РИА Новости | Перейти в медиабанкС 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, где преподавал различные дисциплины от эстетики до акробатики. Среди его учеников - Григорий Александров, Иван Пырьев и многие другие.

Кинорежиссеры Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн
С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, где преподавал различные дисциплины от эстетики до акробатики. Среди его учеников - Григорий Александров, Иван Пырьев и многие другие.

Кинорежиссеры Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн

6 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкАгитационный фильм "Старое и новое", который Эйзенштейн делал вместе с Александровым (другое название ленты - "Генеральная линия"), был закончен в 1928 году. Лента снималась в знак победы коллективизации в СССР, а оператором выступил Эдуард Тиссэ. Съемки проходили в Пензенской области при участии обычных крестьян вместо профессиональных актеров.

Режиссер Сергей Эйзенштейн во время подготовки к съемкам фильма "Генеральная линия". 1926 год

Сергей Эйзенштейн
Агитационный фильм "Старое и новое", который Эйзенштейн делал вместе с Александровым (другое название ленты - "Генеральная линия"), был закончен в 1928 году. Лента снималась в знак победы коллективизации в СССР, а оператором выступил Эдуард Тиссэ. Съемки проходили в Пензенской области при участии обычных крестьян вместо профессиональных актеров.

Режиссер Сергей Эйзенштейн во время подготовки к съемкам фильма "Генеральная линия". 1926 год

7 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкВскоре после окончания работы над "Старым и новым", в октябре 1928 года, Эйзенштейн вместе со своей съемочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта в кинематографе.

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и кинооператор Эдуард Тиссэ в Америке. 1932 год

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и кинооператор Эдуард Тиссэ в Америке
Вскоре после окончания работы над "Старым и новым", в октябре 1928 года, Эйзенштейн вместе со своей съемочной группой, куда входили Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссэ, отправился в путешествие за рубеж с целью изучения западного опыта в кинематографе.

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн и кинооператор Эдуард Тиссэ в Америке. 1932 год

8 из 25
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКроме того, среди задач советской "киноделегации" было познакомиться со звуковым кино и представить на Западе советских актеров.

На фото за спиной Сергея Эйзенштейна один из нью-йоркских кинотеатров, на афише которого соседствуют его лента "Старое и новое" и фильм Чарли Чаплина "На плечо!"

Сергей Эйзенштейн в Нью-Йорке
Кроме того, среди задач советской "киноделегации" было познакомиться со звуковым кино и представить на Западе советских актеров.

На фото за спиной Сергея Эйзенштейна один из нью-йоркских кинотеатров, на афише которого соседствуют его лента "Старое и новое" и фильм Чарли Чаплина "На плечо!"

9 из 25
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ июле 1926 года во время своего визита в Москву актеры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэйрбанкс встретились с Эйзенштейном и пригласили его посетить Голливуд. Режиссер оказался здесь почти 4 года спустя в 1930-м.

Кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Голливуде. 1930 год

Сергей Михайлович Эйзенштейн в Голливуде
В июле 1926 года во время своего визита в Москву актеры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэйрбанкс встретились с Эйзенштейном и пригласили его посетить Голливуд. Режиссер оказался здесь почти 4 года спустя в 1930-м.

Кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Голливуде. 1930 год

10 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкВ Голливуде советских кинематографистов тепло встретили Чарли Чаплин и Уолт Дисней. Во время поездки Эйзенштейн предложил студиям для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

На фото слева направо: режиссеры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, режиссер-мультипликатор, художник и продюсер Уолт Дисней, оператор Эдуард Тиссэ

Г. Александров, С. Эйзенштейн, У. Дисней и Э. Тиссэ
В Голливуде советских кинематографистов тепло встретили Чарли Чаплин и Уолт Дисней. Во время поездки Эйзенштейн предложил студиям для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

На фото слева направо: режиссеры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, режиссер-мультипликатор, художник и продюсер Уолт Дисней, оператор Эдуард Тиссэ

11 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкСреди фотографий с голливудскими звездами, с которыми Эйзенштейн встречался в США, есть и такие забавные, как фото с овчаркой по кличке Рин-Тин-Тин, отметившейся ролями в нескольких фильмах Warner Brothers и даже в радиоспектакле. Кстати, фильмы с Рин-Тин-Тином имели такой успех, что буквально спасли компанию в 1920-х годах от банкротства.
Кинорежиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн
Среди фотографий с голливудскими звездами, с которыми Эйзенштейн встречался в США, есть и такие забавные, как фото с овчаркой по кличке Рин-Тин-Тин, отметившейся ролями в нескольких фильмах Warner Brothers и даже в радиоспектакле. Кстати, фильмы с Рин-Тин-Тином имели такой успех, что буквально спасли компанию в 1920-х годах от банкротства.
12 из 25
© РИА Новости | Перейти в медиабанкС 1929 по 1932 годы Эйзенштейн много путешествовал, побывал не только в Америке, но и в Европе. Выступал с лекциями в Берлине, Лондоне, Брюсселе и Амстердаме.

На фото: режиссер Сергей Эйзенштейн (2 ряд, 3 справа) среди делегатов Конгресса независимых кинематографистов в Ла Сарразе. 1929 год

Конгресс независимых кинематографистов в Ла Серозе
С 1929 по 1932 годы Эйзенштейн много путешествовал, побывал не только в Америке, но и в Европе. Выступал с лекциями в Берлине, Лондоне, Брюсселе и Амстердаме.

На фото: режиссер Сергей Эйзенштейн (2 ряд, 3 справа) среди делегатов Конгресса независимых кинематографистов в Ла Сарразе. 1929 год

13 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкВ 1930 году Эйзенштейн заключил контракт с кинокомпанией Paramount на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера Эйзенштейн начал работу, однако спустя месяц студия отказалась от его сценария.

Режиссер Сергей Эйзенштейн с друзьями и соратниками - Эдуардом Тиссэ и Айвором Монтегю на яхте Чарли Чаплина. 1930 год

Сергей Эйзенштейн отдыхает на яхте Чарли Чаплина
В 1930 году Эйзенштейн заключил контракт с кинокомпанией Paramount на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера Эйзенштейн начал работу, однако спустя месяц студия отказалась от его сценария.

Режиссер Сергей Эйзенштейн с друзьями и соратниками - Эдуардом Тиссэ и Айвором Монтегю на яхте Чарли Чаплина. 1930 год

14 из 25
© РИА Новости / Михаил Озерский | Перейти в медиабанкВ 1930-1932-м годах Эйзенштейн при поддержке писателя Элтора Синклера работал в Мексике над киноэпопеей "Да здравствует Мексика!".

Режиссер Сергей Эйзенштейн, кинооператор Эдуард Тиссэ и губернатор штата Оахака во время визита советских режиссеров в Мексику. 1930 год

Режиссер Сергей Эйзенштейн и кинооператор Эдуард Тиссэ
В 1930-1932-м годах Эйзенштейн при поддержке писателя Элтора Синклера работал в Мексике над киноэпопеей "Да здравствует Мексика!".

Режиссер Сергей Эйзенштейн, кинооператор Эдуард Тиссэ и губернатор штата Оахака во время визита советских режиссеров в Мексику. 1930 год

15 из 25
© РИА Новости / Михаил Озерский | Перейти в медиабанкСюжет картины, которая так и осталась незаконченной, охватывал несколько эпох истории Мексики.

Режиссер Сергей Эйзенштейн во время репетиции сцены боя быков для фильма "Да здравствует Мексика!". 1930 год

Сергей Эйзенштейн во время репетиции
Сюжет картины, которая так и осталась незаконченной, охватывал несколько эпох истории Мексики.

Режиссер Сергей Эйзенштейн во время репетиции сцены боя быков для фильма "Да здравствует Мексика!". 1930 год

16 из 25
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБыло отснято более 70 тысяч метров пленки, когда Эйзенштейну пришла телеграмма от Сталина с предложением вернуться в СССР.

Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн в Мексике. 1931 год

Сергей Эйзенштейн в Мексике
Было отснято более 70 тысяч метров пленки, когда Эйзенштейну пришла телеграмма от Сталина с предложением вернуться в СССР.

Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн в Мексике. 1931 год

17 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкНа фото кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, вернувшийся из Америки, сидит в автомобиле рядом с матерью. 1932 год.
Сергей Эйзенштейн рядом с матерью
На фото кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, вернувшийся из Америки, сидит в автомобиле рядом с матерью. 1932 год.
18 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкВ течение жизни режиссерскую карьеру Эйзенштейн совмещал с преподавательской деятельностью. И после возвращения из США вновь сосредоточился на этой работе - стал завкафедры режиссуры Государственного института кинематографии, а в 1935 получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа. 1935 год

Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа
В течение жизни режиссерскую карьеру Эйзенштейн совмещал с преподавательской деятельностью. И после возвращения из США вновь сосредоточился на этой работе - стал завкафедры режиссуры Государственного института кинематографии, а в 1935 получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Сергей Эйзенштейн читает лекцию студентам ВГИКа. 1935 год

19 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкМногие свои зарубежные связи Эйзенштейн поддерживал и после возвращения из командировки. В США Эйзенштейн познакомился с певцом, актером и правозащитником Полем Робсоном, который по приглашению режиссера в 1934-м году впервые приехал в СССР (после войны Робсон еще раз посетил СССР с концертами, что стало причиной серьезного конфликта с властями США, исполнителя даже лишили заграничного паспорта).

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн встречает американского певца Поля Робсона на Белорусском вокзале. 1934 год

Эйзенштейн встречает Робсона
Многие свои зарубежные связи Эйзенштейн поддерживал и после возвращения из командировки. В США Эйзенштейн познакомился с певцом, актером и правозащитником Полем Робсоном, который по приглашению режиссера в 1934-м году впервые приехал в СССР (после войны Робсон еще раз посетил СССР с концертами, что стало причиной серьезного конфликта с властями США, исполнителя даже лишили заграничного паспорта).

Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн встречает американского певца Поля Робсона на Белорусском вокзале. 1934 год

20 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкВ 1935-1937 годах Эйзенштейн дважды предпринял попытку поставить фильм "Бежин луг", в основу которого легли не мотивы одноименного рассказа Тургенева, а история Павлика Морозова. Критика встретила фильм очень сурово, съемки приостановили, а материал забраковали. Позже Эйзенштейн говорил, что до завершения работы ему не хватило 11 дней, а в апреле 1937 в свет вышла статья режиссера об "ошибках" во время съемок этой ленты. Фильм был утрачен во время Великой Отечественной войны (сохранились 2 варианта сценария и небольшое количество срезок кадров после монтажа) и позже был восстановлен в качестве фотофильма Наумом Клейманом и Сергеем Юткевичем.

Сергей Эйзенштейн (слева) беседует с актерами на съемках фильма "Бежин луг" в павильоне киностудии на Потылихе. 1935 год

Эйзенштейн беседует с актёрами
В 1935-1937 годах Эйзенштейн дважды предпринял попытку поставить фильм "Бежин луг", в основу которого легли не мотивы одноименного рассказа Тургенева, а история Павлика Морозова. Критика встретила фильм очень сурово, съемки приостановили, а материал забраковали. Позже Эйзенштейн говорил, что до завершения работы ему не хватило 11 дней, а в апреле 1937 в свет вышла статья режиссера об "ошибках" во время съемок этой ленты. Фильм был утрачен во время Великой Отечественной войны (сохранились 2 варианта сценария и небольшое количество срезок кадров после монтажа) и позже был восстановлен в качестве фотофильма Наумом Клейманом и Сергеем Юткевичем.

Сергей Эйзенштейн (слева) беседует с актерами на съемках фильма "Бежин луг" в павильоне киностудии на Потылихе. 1935 год

21 из 25
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкСвою первую звуковую картину "Александр Невский" Эйзенштейн поставил в 1938-м году. Фильм был снят и смонтирован Сергеем Эйзенштейном всего за полгода - по личному заказу Иосифа Сталина. Это может показаться определенной уступкой режиссера системе, но колоссальный успех ленты свидетельствовал о совпадении интересов постановщика и настроений не только властителя, но и зрительских масс. Режиссер и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

На фото одна из самых знаменитых сцен фильма - Ледовое побоище

Сцена ледового побоища из фильма Сергея Эйзенштейна Александр Невский.
Свою первую звуковую картину "Александр Невский" Эйзенштейн поставил в 1938-м году. Фильм был снят и смонтирован Сергеем Эйзенштейном всего за полгода - по личному заказу Иосифа Сталина. Это может показаться определенной уступкой режиссера системе, но колоссальный успех ленты свидетельствовал о совпадении интересов постановщика и настроений не только властителя, но и зрительских масс. Режиссер и автор сценария Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

На фото одна из самых знаменитых сцен фильма - Ледовое побоище

22 из 25
© РИА Новости / Михаил Озерский | Перейти в медиабанкНад своим последним фильмом "Иван Грозный" Эйзенштейн работал в условиях бдительного надзора и растущей критики. Главная идея "Ивана Грозного" — трагическая расплата правителя за преступления, совершенные в ходе в борьбы за власть, подверглась уничтожающей критике. Фильм не спасли ни прекрасные актерские работы, ни новаторское изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева.

Актер Николай Черкасов, режиссер Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ во время съемок одного из эпизодов фильма "Иван Грозный". 1945 год

Съемки фильма Иван Грозный
Над своим последним фильмом "Иван Грозный" Эйзенштейн работал в условиях бдительного надзора и растущей критики. Главная идея "Ивана Грозного" — трагическая расплата правителя за преступления, совершенные в ходе в борьбы за власть, подверглась уничтожающей критике. Фильм не спасли ни прекрасные актерские работы, ни новаторское изобразительное решение (одна из сцен в черно-белой картине была снята в цвете), ни музыка Прокофьева.

Актер Николай Черкасов, режиссер Сергей Эйзенштейн и оператор Эдуард Тиссэ во время съемок одного из эпизодов фильма "Иван Грозный". 1945 год

23 из 25
© РИА Новости / Щербаков | Перейти в медиабанкЭйзенштейн задумывал и начал реализовывать свое произведение как единое целое, но оно попросту не укладывалось в принятую норму длительности одного фильма, и автору пришлось разделить сюжет на три серии. Режиссер успел снять две из них, третья, заключительная, осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Актер Николай Черкасов в роли Ивана Грозного и режиссер Сергей Эйзенштейн (в центре) на съемках фильма "Иван Грозный". 1944 год

Николай Черкасов, Сергей Эйзенштейн
Эйзенштейн задумывал и начал реализовывать свое произведение как единое целое, но оно попросту не укладывалось в принятую норму длительности одного фильма, и автору пришлось разделить сюжет на три серии. Режиссер успел снять две из них, третья, заключительная, осталась в сценарии, подготовительных записях, рисунках и нескольких запечатленных на пленку фрагментах.

Актер Николай Черкасов в роли Ивана Грозного и режиссер Сергей Эйзенштейн (в центре) на съемках фильма "Иван Грозный". 1944 год

24 из 25
© РИА Новости / Дмитрий Дебабов | Перейти в медиабанкДля Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" стал единственным фильмом, вышедшем в прокат в 30-е годы. Режиссер тяжело переживал судьбу своего последнего детища - ленты "Иван Грозный", болезнь сердца резко обострилась, и 11 февраля 1948 года Эйзенштейн скоропостижно скончался.
Эйзенштейн на киностудии в Потылихе
Для Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" стал единственным фильмом, вышедшем в прокат в 30-е годы. Режиссер тяжело переживал судьбу своего последнего детища - ленты "Иван Грозный", болезнь сердца резко обострилась, и 11 февраля 1948 года Эйзенштейн скоропостижно скончался.
25 из 25
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала