Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Список 100 фильмов, рекомендованных для изучения в школе, может стать запоздалой попыткой для взрослых познакомить детей со своими ценностями, о которых те, как выясняется, не имеют ни малейшего представления. Вопрос только, кем окажутся эти взрослые. И не превратится ли этот деликатный процесс в очередную профанацию и обязаловку.
Сразу два министра – образования и культуры – объясняли в минувший четверг, каким образом российские школьники будут осваивать 100 фильмов, рекомендованных им к просмотру. Предварительный список был сформирован силами экспертов и путем народного голосования еще в конце прошлой недели. На сегодняшний день в нем только отечественные шедевры, к сентябрю обещали дополнить их зарубежными. Впрочем, как сообщил министр культуры Владимир Мединский, список этот не окончательный, и может дополняться в любой момент, если вдруг окажется, что появился фильм, который каждый образованный человек должен увидеть.
Самым важным в сообщении министров то, что предмет этот будет факультативным. То есть, как боялись некоторые, просмотр кино не войдет в обязательную школьную программу, по крайней мере, пока. Кроме того, Владимир Мединский предложил знакомить детей с великим кинематографом с младшей школы и до 11-го класса.
Сама идея составить список фильмов, которые хорошо бы посмотреть и осмыслить нынешним детям, не взывает резкого отторжения. Тем более, что под эту идею закупаются авторские права на все рекомендованные фильмы – таким образом появляется техническая возможность показывать в школах хорошее кино.
Но некоторые детали вызывают вопросы – например, как в один ряд могли попасть фильм "Маленькая Вера" и сказка "Морозко". Но это частности. В конец концов, если будет так, как обещали министры, школа и конкретный преподаватель сможет выбирать, что, как и когда показывать детям.
"Это не список лучших фильмов, это не русский "Оскар", это срез кино как важнейшей части современной культуры и как одного из важнейших искусств. Нам со стороны Минкультуры хотелось бы, чтобы школьник получил представление о том, как это искусство развивалось. Надо объяснить, почему этот фильм был "Аватаром" своего времени. "Броненосец "Потемкин", "Аэлита", "Иди и смотри" – очень тяжелые, непростые фильмы, но знать их и понимать школьнику было бы очень полезно", – отметил Мединский.
Но обсуждение этой темы вдруг выявило какие-то более глобальные проблемы – начиная от обострившегося конфликта отцов и детей, и заканчивая невозможностью выработать в нашем обществе единый культурный код, общее понимание истории и того, что с нами происходит сейчас.
"У нас сложилось такое странное состояние, когда дети и детство стали областью неведомого для взрослых. Большинство людей, которые в школе преподают, имеют только банальные, поверхностные представления о тех, кто сейчас учится. Мы и о своих-то детях вообще ничего не знаем. Это уже даже не особая субкультура, мы как будто из разных племен", – говорит директор московской школы №261 Павел Карпов. По мнению педагога, разрыв "отцы-дети" сегодня ощущается особенно остро потому, что между детством родителей и их детей есть огромная разница: за это время произошло ряд последовательных революций – социальных, технологических и культурных.
"Мы можем только догадываться, что те вещи, на которых мы выросли сами, – фильмы, книги, идеалы – не имеют для нынешнего поколения никакого статуса, никакой ценности, и они о них ничего не знают. Я сужу и по своим собственным детям, и по ученикам. Они не смотрят наши фильмы, не умеют смотреть их, не радуются, не понимают, от чего оживляемся мы. То, что составляло общее для моего поколения – для них это не является ничем. Несуществующие смыслы".
Владимир Карпов склонен рассматривать список 100 лучших фильмов как некую "запоздалую попытку привнести общие культурные основания между взрослыми и детьми, выросшими в другой ситуации".
Согласен с директором школы и киновед, преподаватель истории кино Евгений Марголит.
"У нас нет четкого ощущения адресата этого списка", – сказал он РИА Новостям. И признался, что если бы к нему, историку кино, преподавателю, отцу юного кинозрителя, обратились с вопросом: каким образом организовать кинофакультатив в средней школе, он бы крепко задумался.
"В конечном счете, это были бы рассказы о драме русской истории ХХ века, о кино через историю страны, историю людей. О том, что шедевр мирового фильм "Чапаев" появился как реакция на великую трагедию народа. Как фильмы "Петр Первый" и "Адмирал Нахимов" – это не просто мифологизация истории, а куда более трагический случай, когда под давлением цензуры авторы меняли свои замыслы…".
По мнению Марголита, ключом для изучения кино должна быть история. "Но сегодня беда наша в том, что действительная история заменена наспех сколоченными мифами. Причем мифами, которые до конца даже массовой аудиторией не принимаются, не срабатывают. Отсюда катастрофический провал всех исторических фильмов последнего времени".
К слову сказать, ни одного фильма, снятого после 90-го года, в списке нет.
"Почему список заканчивается на 90-х годах – это вопрос не ко мне, а к экспертам…, и к 40 тысячам проголосовавших за фильмы на информационных ресурсах. Единственное объяснение этого: "Великое видится на расстоянии", – предположил Владимир Мединский.
Но есть тут и куда более тревожное объяснение – мы сами, взрослые, не очень понимаем и не можем сформулировать для себя, в каком мире мы сегодня живем. "Мы не можем объяснить это себе и не сможем объяснить детям", – говорит Евгения Марголит.
Как и с любым мировоззренческим предметом, успех школьного кинообразования упирается в личность преподавателя. "Вопрос во взрослых, как и что они будут говорить детям, как они будут защищать свои ценности", – говорит директор Карпов.
Евгений Марголит, учитель по образованию, выразил сомнение, что замученные школьной программой "шкрабы" смогут найти слова и формы, чтобы погрузить современных школьников в столь сложный для них контекст. "Это удел энтузиастов", – добавил он.
Ответа на главный вопрос: кто будет рассказывать детям о фильмах, по каким материалам и как будут готовить учителей для этого факультатива, пока нет и в министерстве образования: "Нужно определить по каждому фильму методологию его изучения, будут разработаны соответствующие рекомендации с участием экспертов в области кино. К началу следующего учебного года мы уже сможем кое-что предложить", – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Как бы то ни было, главное, чтобы это изучение не превратилось со временем в обязаловку. Она не только усложнит школьную жизнь, которую и безо всякого кино ждут сплошные потрясения, но и навсегда отвратит детей от великого искусства кино.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции