Уникальная авиагруппа самолетов-заправщиков Ил-78 расположена под Рязанью, всего таких бортов несколько десятков. Масса топлива в баках таких самолетов достигает 130 тонн – больше половины веса самолета. Этого объёма хватает, чтобы заправить несколько самолетов дальней стратегической авиации или до двух десятков фронтовых истребителей. Скорость, на которой производится заправка, составляет 800 километров в час. Из специальных подвесных агрегатов оператор заправки, который находится в хвостовой части Ил-78, выпускает 24-х метровые шланги с конусом.
"Могу сказать, что заправлять стратегический бомбардировщик Ту-95 легче. А истребители иногда парами заправляются. Они очень быстренькие, шустренькие, головой вертишь, и к концу дня шея уже отваливается", — рассказал старший бортовой инженер-инструктор и оператор заправки Денис Курносов.
На Ил-78 три подвесных агрегата заправки. Через шланги этих агрегатов, установленных на крыльях самолета, обычно, заправляют более легкие истребители фронтовой авиации — Ту-95 и Ту-160, так как им не страшны вихревые потоки воздуха, которые остаются за заправщиком. Но главная задача Ил-78 — дозаправка самолетов дальней стратегической авиации во время их многочасовых дежурств на границах России. Практически каждый такой полет, говорят пилоты, встреча с истребителями НАТО.
"Бывает, натовцы подходили и показывали "брюхо" самолета, на котором не только подвесные топливные баки, но и ракеты, которые могут быть применены и по нам, в случае необходимости, но довольно корректно себя вели, и мы дружески расходились", — рассказал помощник командира авиационной группы самолетов-заправщиков Андрей Шаронов.
Дозаправка в воздухе считается вершиной летного мастерства.