Наталия Григорьева
17 января исполняется 150 лет со дня рождения Константина Сергеевича Станиславского – режиссера, актера и основателя Московского Художественного театра. Однако во всем мире Станиславский известен, прежде всего, как педагог и создатель актерской системы, получившей его имя. Даже далекие от театра люди наверняка слышали и про правду переживаний и про предлагаемые обстоятельства – именно эти принципы являются основополагающими в выведенном Станиславским методе. Актеру необходимо в действительности переживать то, что происходит с его персонажем, обращаться к собственному опыту или же использовать фантазию, а для этого в полной мере представлять себя в ситуации, в которой находится его герой. Именно эти постулаты положили начало до сих пор главенствующему в России психологическому театру, однако систему, изобретенную Станиславским, активно используют в своей работе и зарубежные артисты.
Реформатор актерского искусства Константин Станиславский. Архивные кадры >>
Она легла в основу так называемого Метода – актерской техники, разработанной американскими последователями Станиславского – Ли Страсбергом, Стеллой Адлер и Сэнфордом Мейснером, у которых учились Джеймс Дин, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро и многие другие. Основополагающим принципом Метода является выведенная Станиславским в его трудах "эмоциональная память" - идея о том, что актеру для исполнения роли необходимо обратиться к собственным ранее испытанным, пусть и при других обстоятельствах, но схожим с искомыми эмоциям. Не забывая при этом и о безграничных возможностях фантазии.
РИА Новости предлагают посмотреть, что думают о Системе и Методе известные голливудские актеры и как они используют изобретения Станиславского в своей работе.
Задача актера – вникать в подробности, представлять их, а не просто искать обстоятельства в своей жизни, которые могли бы соответствовать ситуации. Их просто нет. Человек чувствует себя несчастным, если умирает его любимая бабушка. Он безутешен, если собаку, которая была с ним с самого детства, сбивает машина. Память об этом может стать ключом к тем эмоциям, которые испытывает Гамлет в связи со смертью отца – но лишь ключом. Все, что можно воссоздать благодаря эмоциональной памяти не может заменить работу воображения.
В 15-16 лет я учился у Стеллы Адлер, потом был перерыв, а в 18 лет я поступил в Актерскую студию. Стелла Адлер гордилась тем, что учит по системе Станиславского – должен сказать, что согласен с ее точкой зрения. По мне, так нужно брать понемногу отовсюду, ведь что бы ни помогало актеру в работе – все хорошо.
![](http://weekend.rian.ru/images/79664/09/796640924.jpg?442)
Знаете, у меня нет метода. Я никогда не читала Станиславского. Есть вещи, которым я научилась у разных преподавателей, но ничего такого, что бы я могла положить в чемодан, чтобы потом открывать его со словами "А чего бы вам теперь хотелось?" Ни на что нельзя рассчитывать, это делает работу опасной – это и есть самое интересное.
![](http://weekend.rian.ru/images/79664/23/796642341.jpg?544)
Еще в раннем возрасте я прочел немало книг о технике Мейснера и системе Станиславского. Однако все это не имело для меня особо значения до встречи с Ларри Моссом (актер и преподаватель актерского мастерства – прим. ред.). Он работает с психологическим преодолением страхов, борьбой с запретами и учит рисковать. У нас у всех есть эмоции, которые мы носим внутри, и главная задача актера – уметь выпускать их. Игра и психология – две стороны одной монеты".
По слухам, самый преданный голливудский поклонник Системы – актер Дэниел Дэй-Льюис.
![](http://weekend.rian.ru/images/79664/48/796644857.jpg?721)
Во время съемок в "Последнем из могикан" (1992) он, якобы, и каноэ построил, и в лесу жил, и так привык носить с собой винтовку, что пришел с ней даже на рождественский ужин. Для работы над фильмом "Во имя отца" (1993) – запирался в настоящей тюремной камере и обливался ледяной водой, а для роли в скорсезовских "Бандах Нью-Йорка" разделывал мясо старинными ножами и волком смотрел на Леонардо Ди Каприо даже при выключенных камерах. Сам же актер говорит, что изучение системы Станиславского – "что-то из разряда утопии".
"Все это не главное в работе, это всего лишь детали. Когда пытаешь представить себе что-то, для стимуляции воображения любые средства хороши. Ведь нужно понять вещи, которые не понимаешь".
В плане глубокого погружения в предлагаемые обстоятельства не отстает от Дэй-Льюиса и Эдриан Броуди.
![](http://weekend.rian.ru/images/79664/69/796646939.jpg?417)
Известно, что для исполнения главной роли в фильме Романа Поланского "Пианист" и так субтильный актер похудел более чем на 13 кг за полтора месяца и научился играть произведения Шопена на фортепиано. Но и это не предел – дабы почувствовать в полной мере весь ужас изоляции, который должно быть испытывал его герой, Броуди расстался не только с мобильным телефоном и автомобилем, но и с девушкой.
"Я принес личную жизнь в жертву, дабы в полной мере посвятить себя работе".
Станиславский говорит о подготовке <…> По правде говоря, я считаю это тратой времени, потому что эмоции – это что-то, что невозможно ухватить. Можно всегда быть наготове, но поймать эмоцию все равно не выйдет, поэтому единственная мотивация – действие, знание того, что нужно делать, а не того, что нужно чувствовать. Как только понимаешь, что от тебя требует в той или иной ситуации, - появляются и эмоции. Впрочем, иногда случаются моменты, когда не чувствуешь ничего, вот тогда и нужно это воспроизвести каким-то образом, и Станиславский первый, кто об этом заговорил. Он сказал: "Если не чувствуешь, используй технику".