ТОМСК, 15 янв - РИА Новости, Карина Сапунова. Поезд Томск-Белый Яр, который РЖД планировали отменить с 15 января, во вторник все-таки отправился из областного центра в отдаленный район. Пассажиры рассказывают, что без него не смогли бы ездить "на большую землю" - в больницу, командировки, университет.
Борьба за поезд
Поселок Белый Яр - административный центр Верхнекетского района, который находится на север-востоке Томской области. На начало 2012 года в районе проживали 16,8 тысячи человек. Добраться туда в настоящее время можно также автобусом (по зимнику) или вертолетом. Однако эти виды транспорта не позволяют перевозить большое количество людей. При этом многие жители района вынуждены регулярно ездить в Томск - к родственникам, в больницу или на учебу.
В конце ноября 2012 года "Российские железные дороги" (РЖД) разослали по своим подразделениям распоряжение прекратить продажу билетов на поезда и прицепные вагоны, которые планируется отменить. В их числе – направления Томск–Тайга (Кузбасс), Томск–Белый Яр, Томск–Абакан и другие.
Предполагалось, что поезд сообщением Томск-Белый Яр перестанет ходить с 15 января 2013 года. Поезд было решено отменить "в связи со снижением пассажиропотока, для оптимизации сетей и повышения пропускной способности. При этом, по данным обладминистрации, за месяц поезд перевозит около шести тысяч человек. Загруженность поездов составляет в среднем около 74%.
При этом вице-губернатор Леонид Резников заявлял, что отмена поезда - "попытка манипулировать" обладминистрацией, и ее нельзя допустить. Администрация региона также намеревалась обращаться к федеральным властям, чтобы сохранить поезд. В Верхнекетском районе и на вокзале "Томск-2", откуда отправляется поезд, инициативные группы собирали подписи против его отмены.
Поезд удалось отстоять, но пока только на один квартал - до 31 марта.
Рейс состоялся
"Сейчас у нас в купейном вагоне всего один человек, оба плацкартных вагона наполовину заполнены. Но хорошо, что не отменили - и рабочие места сохранили, и людям хорошо, ведь по-другому никак не добраться", - рассказал РИА Новости начальник поезда. Проводницы согласно кивают.
По его словам, прошлый рейс также был не очень востребован.
Другой представитель РЖД добавил, что в Белый Яр вагоны приходят переполненными, несмотря на то, что поезд уходит из Томска полупустым - многие досаживаются в пути, на маленьких станциях.
"В Томск тоже переполненным приходит. Иногда бывает так, что мест не хватает: в пути ночью садятся, билеты уже в поезде покупают. И летом, и зимой так", - отметил он.
Собеседник добавил, что рейс нужен не только проводникам и жителям Белого Яра, но и вокзалу: фактически поезд Томск - Белый Яр обеспечивает большую часть пассажиропотока станции "Томск-2". И когда планировали ремонт здания вокзала, тоже ориентировались на уезжающих в Верхнекетский район. Например, на сколько человек делать комнаты отдыха.
Пассажиры: кто и куда
Плацкартный вагон действительно полупустой. В первом купе Светлана Ивановна. Она преподаватель томского медколледжа, едет в Белый Яр читать лекции будущим медсестрам - первому набору программы дистанционного образования, с помощью которой региональные власти намеревались сократить дефицит среднего медперсонала в районах области.
"Не было бы поезда, никак не поехала бы. А как это можно? Они же ведь такие же студенты колледжа, как и все остальные. И давать мы им должны столько же знаний, как и другим", - пожимает она плечами.
Через купе - пятеро школьников, с девятого по 11 класс. Сначала не хотят разговаривать и фотографироваться. На слова, что пишу про сохранение поезда, отвечают: "Если для поезда, то да, конечно!". Рассказывают, что возвращаются домой с регионального тура олимпиад по литературе, географии и русскому языку.
"Нам олимпиада нужна, чтобы поступить: если мы выиграем областной тур, то можем побороться на всероссе (всероссийском туре), а победа там - поступление на бюджет. Да и просто потом зачтется", - рассказывают ребята, перебивая друг друга.
Добавляют, что все собираются поступать в Томск. Одиннадцатиклассница Света, например, собралась на геолого-географический факультет Томского государственного университета. "Это нормально, у нас все в Томск поступают", - поясняет их учительница Вера Николаевна.
Старушка на боковой полке напротив имени не назвала, но рассказала, что ездит четыре раза в год в онкодиспансер, на обследование. Несколько лет назад ей удалили злокачественную опухоль, теперь необходимо постоянное наблюдение у врачей.
Ездить в больницу необходимо и 10-летней Маше, у которой стремительно ухудшается зрение. В Белом Яру нет специалиста, который мог бы помочь девочке, а переехать в Томск семья не может.
"Еще в мае надо ехать на обследование. А как ехать без поезда? Сейчас по зимнику еще как-то можно, а в мае вообще дороги не будет! Нельзя отменять", - говорит ее мама Татьяна.