Премьер-министр Бангладеш и дочь основателя страны Шейх Хасина в ближайшие дни посетит Россию с официальным визитом. О том, помнит ли сегодня Бангладеш о дружбе между нашими государствами в 70-е годы и о помощи, оказанной СССР разрушенной после войны за независимость стране, в каких сферах намерена Бангладеш развивать отношения с Россией и чего ожидает Дакка от визита в Москву главы правительства Шейх Хасина рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Александру Неваре.
- В 70-е годы прошлого века в эпоху Вашего отца наши страны связывала крепкая дружба. Какова ситуация сегодня?
— Во время войны за независимость (в 1971 году) Россия действительно очень нам помогла. Но в 1975 году, после убийства моего отца, весь исторический сценарий резко изменился. История была переписана, мы потеряли наших старых друзей, в том числе и Россию. Сегодня, вернувшись во власть, мы пытаемся вернуть и утраченные отношения. В частности, мы вновь вспоминаем истории о помощи нам, о героической расчистке Читтагонгского порта от мин, когда погибли три ваших моряка. Пусть люди знают и помнят, насколько лояльна была Россия к нам, как нам помогли в трудную минуту. И сегодня мы стремимся расширить эти отношения, прежде всего в торговле.
- Вы упомянули об эпизоде из недавней истории, когда в 1972 году советская морская экспедиция во главе с адмиралом Зуенко принимала участие в расчистке Читтагонгского порта от мин. Имеют ли эти события место в коллективной памяти вашего народа и в официальной истории?
— Мы помним, точно, это я вам говорю определенно. Наш порт в Читтагонге был полностью уничтожен. И факт героической гибели ваших моряков за наше дело всегда останется в нашей памяти. Со многими участниками той экспедиции я поддерживала контакты во время моих визитов в Москву. Это всегда было с нами, мы чтим память погибших. Мы снова поднимаем факты истории, награждаем забытых героев, в том числе, и посмертно. Мы четко помним, кто был другом, а кто врагом в нашей борьбе за свободу, и благодарность за роль в нашей истории испытываем не только к России, но и к Индии. И вообще жалеем об утраченной возможности очередного блока… Вы стояли за нас в ООН.
- Недавно между Бангладеш и Россией был подписан договор о строительстве атомной электростанции. Что значит этот проект для Вашей страны?
— У нас острый кризис электроэнергии. Это общеизвестно. Для обеспечения страны электричеством мы строим станции разных типов. А о строительстве АЭС мы уже давно думали, но не могли претворить это в жизнь. Я рада, что Россия пошла нам навстречу, это новый уровень отношений. То, что Россия помогла нам в войне за независимость и теперь готова помогать в вопросах энергетики, многого стоит. Мы надеемся упрочить базу наших отношений, и надеемся на позитивную реакцию России.
- На Ваш взгляд, может ли проект строительства АЭС в Руппуре повлечь за собой расширение нашего сотрудничества и в других сферах? Планирует ли Бангладеш осуществлять с Россией и другие проекты в энергетической сфере?
— Скажу прямо, Руппурский проект играет очень важную роль в закладывании основ нашей дружбы. У нас и без того немало станций построено Россией. Мы всегда приветствуем участие России в создании и развитии энергетических проектов и верим в отзывчивость России в этой сфере.
- Могут ли Россия и Бангладеш сотрудничать в будущем и в других сферах, например, в области международных отношений, продвижения концепции многополярного мира, противодействия наркотрафику, международному терроризму и другим видам преступности?
— Мы, конечно, против этих явлений — наркобизнес, терроризм, экстремизм. Мы желали бы плечом к плечу работать в этой сфере со многими странами, в том числе и с Россией. Это не только проблема нашей страны, но ведь и вашей… Мы также желаем прекращения этих явлений, и нам нужно стремиться действовать более сплоченно. Нам надо развивать всестороннее сотрудничество, от этого зависит и ход развития демократии. Необходимо взаимодействовать всесторонне, как на внутреннем фронте, так и на международной арене.
- Россия и некоторые другие страны действуют в рамках так называемой Шанхайской организации сотрудничества. Имеет ли Бангладеш цели как-то выстроить первые мосты отношений с ШОС?
— Мы были бы рады сотрудничать с ШОС, так как это откроет нам врата новых перспектив.
- Как, по вашему мнению, обстоят дела с культурным сотрудничеством между нашими странами? Это бы развило нашу дружбу и знания народов друг о друге.
— Это все уже было тогда, в 70-е годы, сразу после войны. Но потом было прервано не по нашей воле. И это сотрудничество будет восстановлено. Я скажу вещь, неизвестную многим. После войны у нас почти не было денег, и бартерная торговля очень сильно нам помогла. На это никто в мире не соглашался, кроме СССР. Это буквально спасло нас в первые годы. Мы давали такие товары, как джут и чай в обмен на многие необходимые нам вещи. Так просто, товары за сырье, в таком виде мы не получили бы ни от кого, если бы не СССР.
- Получается, что Вы стремитесь возобновить дружбу, которая уже была в советские годы. Сегодня вопрос состоит в том, чтобы поднять эти отношения на новый уровень, я правильно понимаю?
— После 1975 года все резко изменилось, во всех смыслах, после убийства моего отца и некоторых других лидеров народа, все пошло вспять… Другие режимы не желали признавать давних друзей, они пытались переписать историю, переписать подоплеку нашей борьбы. Но еще в 1996 году, сформировав правительство, мы начали работу по восстановлению в народной памяти исторической правды. Потому что выросло целое поколение, незнакомое с этой историей. Они используют любые средства, чтобы замолчать все это.
- Да, факты преступлений оккупационной армии, попытки реабилитации пособников…
— Да… и ничего не изменилось, это все продолжается. Но время идет вперед, новое поколение нашей молодежи заинтересовано в знании истории, ведь это должно быть интересно всем, все должны знать и помнить. Мы боролись за свободу, за победу, мы — нация победителей, наша молодежь должна знать об этом. Но мы потеряли 21 год в нашей истории. К сожалению, мы расстались с нашими большими друзьями. Но мы снова пытаемся сблизиться.
- Да, и последний вопрос. Что Вы лично ждете от предстоящего визита в Москву?
— Ну, Москва всегда и так была нашим другом. Мы надеемся на улучшение отношений, сотрудничества, на развитие отношений во всех смыслах, как количественно, так и качественно. Я ожидаю многого от этого визита. Я верю в то, что это поможет развить нашу дружбу и в дальнейшем.
Биография Шейх Хасины Вазед
Шейх Хасина Вазед родилась 28 сентября 1946 года. Она старшая дочь основателя и первого президента Бангладеш Шейха Муджибура Рахмана, убитого вместе с большинством членов семьи во время государственного переворота 15 августа 1975 года. Шейх Хасина и ее сестра Рехана избежали этой участи, так как находились в это время за границей. С конца 1975 года Шейх Хасина вместе с семьей проживала в Индии. Политической деятельностью начала заниматься еще в студенческие годы. В мае 1981 года, после заочного избрания на пост президента Народной лиги (НЛ), она вернулась в Бангладеш. С 1983 по 1990 годы Шейх Хасина фактически возглавляла антиправительственное движение, которое привело к падению авторитарного режима генерала Эршада. Весной 1991 года, после поражения НЛ на всеобщих выборах, она стала лидером парламентской оппозиции. В 1996 году НЛ победила на выборах, и ее лидер возглавила правительство страны. Но на парламентских выборах 2001 года НЛ потерпела сокрушительное поражение, и Шейх Хасине пришлось вернуться в оппозицию. Через пять лет она организовала массовое движение против подконтрольного Националистической партии Бангладеш переходного правительства. Твердо занимаемая ею позиция по вопросу восстановления и развития демократических институтов позволила провести 29 декабря 2008 года очередные парламентские выборы, на которых НЛ одержала внушительную победу. Шестого января 2009 года Шейх Хасина вновь стала премьер-министром.
Во внутренней политике премьер выступает за проведение демократических преобразований и решение острых социально-экономических проблем страны. Она является сторонницей прагматичной многовекторной внешней политики, нацеленной на поддержание дружественных отношений со всеми странами, включая Россию. Шейх Хасина награждена премией мира ЮНЕСКО имени Уфуэ-Буаньи за вклад в мирное урегулирование проблемы Читтагонгского горного района Бангладеш, а также рядом других международных премий. Она является почетным доктором ряда университетов в Индии, Японии, Великобритании, Австралии. Премьер написала более десяти книг на бенгальском и английском языках, посвященных социально-политическим проблемам ее страны.
Российско-бангладешские отношения
Дипломатические отношения между СССР и Бангладеш были установлены в 1972 году. В 1972-74 годах Советский Союз оказал Бангладеш значительную помощь в восстановлении экономики, разрушенной в 1971 году в ходе войны за независимость от Пакистана. В начале 70-х годов были осуществлены первые контакты на высоком политическом уровне — СССР посетили премьер-министр Бангладеш шейх Муджибур Рахман и глава МИД А.С.Азад. После государственного переворота в 1975 году в двусторонних отношениях произошел спад, но с начала 90-х годов возобновился обмен визитами, в том числе и на министерском уровне. Россия была признана бангладешским правительством как государство-преемник СССР 29 декабря 1991 года. В настоящее время Москва и Дакка успешно сотрудничают на площадках ряда международных организаций, в том числе ООН. По данным МИД РФ, объем взаимной торговли двух стран за первое полугодие 2012 года составил около 225 миллионов долларов. Россия поставляет в Бангладеш цемент, неорганические удобрения, черные металлы, продукцию машиностроения, а импортирует швейные изделия, трикотаж, мороженные морепродукты, керамику, джут.
Важнейшим направлением российско-бангладешского экономического сотрудничества является энергетика. Суммарная установленная мощность возведенных при участии российского предприятия «Технопромэкспорт» шести блоков ТЭС «Горазал» и одного блока ТЭС «Сиддиргандж» составляет 1160 МВт (примерно 1/5 всех генерирующих мощностей Бангладеш). Второго ноября 2011 года Россия и Бангладеш подписали межправительственное соглашение о сооружении двух энергоблоков АЭС российского дизайна установленной мощностью 1000 мегаватт на площадке Руппур, расположенной в 200 километрах от Дакки. Росатом будет поставлять ядерное топливо в течение всего срока эксплуатации станции. Также обсуждаются планы обучения в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ студентов из Бангладеш.