ЛОНДОН, 9 янв — РИА Новости, Елена Пахомова. Ровно 150 лет назад, 9 января 1863 года, небольшой паровой поезд отправился от лондонской станции "Паддингтон" и 2,5 часа спустя завершил свой путь длиной в 5,5 километров на станции "Фаррингдон", где уже были накрыты столы для большого банкета по случаю путешествия, с которого началась мировая история метро.
Новое средство передвижения по городу сразу стало крайне популярным и в первый же день перевезло почти 40 тысяч человек. Полтора века спустя лондонское метро воссоздаст 13 и 20 января то историческое путешествие и вновь спустит на рельсы паровые машины.
Лондонский метрополитен давно превратился в бренд, и скорее не благодаря, например, удобству, а вопреки статусу самого дорогого метро в мире, одного из самых загруженных (после Москвы и Парижа) и не самого пунктуального. Метро переживало пожары, было бомбоубежищем во время Второй мировой войны, справлялось с потопами, а сегодня становится и площадкой для современного искусства. Хотя искусство, а точнее, прогрессивный дизайн появились здесь еще до войны, благодаря людям по имени Гарри Бек и Фрэнк Пик.
Пик был транспортным менеджером, однако именно он придавал визуальному стилю метрополитена огромное значение и в начале XX века привлек художников, которые создали один из самых узнаваемых в мире логотипов — значок метро, красный медальон с синей перекладиной поперек. Этот символ с незначительными изменениями дошел до наших дней. Бек же несколько лет спустя, в 1931 году, нарисовал первую схему метро — классику полиграфического дизайна XX века.
О лондонской "подземке", почти о каждой ее станции можно рассказать множество историй, и вот только малая часть любопытных фактов о метро:
— в лондонском метро 11 веток, общая протяженность которых составляет 402 километра. Ежегодно "подземка" перевозит в среднем 1,1 миллиарда человек;
— первый эскалатор появился на станции "Эрлс-корт" в 1911 году, а его испытания провел одноногий человек — чтобы продемонстрировать надежность конструкции. Уже тогда тем, кто не хотел идти по эскалатору, рекомендовалось стоять справа, пропуская слева других пассажиров. Этот "подземный" этикет, схожий с этикой поведения на дороге, соблюдается сегодня в большинстве стран мира;
— королева Елизавета II однажды сама вела поезд. В 1969 году, открывая ветку Victoria Line, глава государства заняла место в кабине машиниста на станции "Грин-парк", ближайшей к Букингемскому дворцу. Вообще же королева несколько раз спускалась в метро и ездила на поездах. Впервые она попала в поезд в 13-летнем возрасте, проехав на метро вместе с сестрой и гувернанткой;
— знаменитая фраза Mind the gap ("Помните о расстоянии между поездом и платформой") была записана в 1968 году владельцем звукозаписывающей компании Питером Лоджем. Ему пришлось экстренно заменить актера, который перед записью начал требовать выплаты авторского гонорара за использование его голоса. Несмотря на то что голос Лоджа до сих пор используется, на некоторых линиях сегодня можно слышать художницу Эмму Кларк или актера Дэвида Арчера;
— курить в лондонском метро запретили только 25 лет назад. Произошло это после пожара 18 ноября 1987 года, который случился из-за брошенной спички. Трагедия унесла жизни 31 человека, были госпитализированы более 100 человек. Инцидент привел к полному пересмотру правил безопасности в метро. Были установлены детекторы дыма, камеры наблюдения, деревянные эскалаторы стали быстро заменяться на металлические;
— в лондонском метро живет примерно полмиллиона мышей;
— в метро Лондона больше несчастных случаев происходит из-за зеленого винограда, чем из-за банановой кожуры;
— самая длинная ветка метро — "красная" Central Line, где расстояние между конечными станциями составляет 54 километра. Хотя самый длинный участок именно под землей, 27 километров, находится на другой ветке — "черной" Northern Line. Самое короткое расстояние между станциями на "синей" Piccadilly Line — например, между станциями "Лестер-сквер" и "Ковент-гарден" всего около 260 метров. Учитывая лифты и эскалаторы на обеих станциях, быстрее этот участок пройти пешком;
— самая высокая точка, которую проезжают поезда в метро, находится на высоте 152 метров над уровнем моря. Самая низкая — 21 метр ниже уровня моря;
— в лондонском метро 426 эскалаторов, больше всего — на станции "Ватерлоо" (23). Больше всего используемых платформ на станции "Бэйкер-стрит" (10);
— самая загруженная по любой статистике станция "Ватерлоо". В утренние часы пик через нее проходят до 57 тысяч человек, а в год — 82 миллиона;
— запрет на распитие алкоголя в общественном транспорте Лондона, включая метро, был введен 1 июня 2008 года. В последнюю ночь перед вступлением закона в силу лондонцы устроили большую вечеринку, катаясь и выпивая в поездах под девизом "По последней в метро";
— первые поезда освещались газовыми лампами, а газ перевозился в резиновых баллонах контейнерах, прикрепленных к крышам вагонов. Кроме того, многие пассажиры поначалу жаловались на плохое самочувствие из-за вредных паров, выделяемых при работе паровых двигателей;
— закрытые станции и платформы лондонского метро часто появляются в кино- и телепередачах, а неиспользуемая платформа на станции "Глостер-роуд" используется под современные арт-инсталляции;
— станция "Гантс-хилл" более всего напоминает московское метро. Архитектор Чарльз Холден, работая над дизайном этой станции в середине 1930-х годов и после войны (из-за которой сооружение станции было прервано), также был советником по строительству московского метрополитена, поэтому арочные своды и колонны "Гантс-хилл" очень похожи на станции "подземки" российской столицы;
— на западе Лондона есть два фальшивых здания, которые закрывают вентиляционные отводы для дыма того периода, пока в метро ходили еще паровозы.
Как написала в преддверии юбилея метро газета Daily Telegraph, лондонская "подземка" может быть "чудовищной, заскорузлой и запутанной", но: "Это наш монстр", — скажут с гордостью лондонцы остальной Британии, и Британия — остальному миру.