БАЛИ (Индонезия), 3 янв — РИА Новости, Михаил Цыганов. Пусть балийцы и празднуют свой Новый год — ньепи — в марте, но несколько российских энтузиастов решили порадовать детей из деревни на пляже Саба и устроили им настоящий Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Летающий Дед Мороз
Идея была проста: пусть русские Дед Мороз и Снегурочка поздравят балийских детей, в буквальном смысле спустившись с неба и раздав им подарки. А среди подарков два будут помечены особым образом и станут своего рода лотерейными билетами, дающими право на собственный полет с Дедом Морозом и Снегурочкой.
Полет же состоится на паралете (ПАРАшют+самоЛЕТающий двигатель).
Сорок два квадратных метра ткани, двухтактный движок от Рыбинского механического завода и легкая металлическая конструкция из Нижнего Тагила – таков российский паралет, базирующийся на острове Бали. Между прочим, мировой рекордсмен по подъемной силе: крыло весом десять килограммов способно поднять на высоту в несколько километров не только сам паралет, весящий еще 89 килограммов, но и 350 килограммов веса.
Итак, первый победитель – 13-летний школьник Густи Нгурах Эка Яса — в воздух поднимается уверенно и совсем не боится. Хотя профессиональным пилотом становиться не хочет — он выбрал себе другую мужественную профессию.
"Нет, летчиком быть не хочу. Хочу быть полицейским — буду ловить злодеев", — говорит подросток.
А вот вообще впервые в жизни поднявшаяся в воздух семилетняя Густи Аю Эка Арисанти настолько потрясена полетом, что может выдавить из себя только два слова: "Очень понравилось".
Дети благодарят и уходят, а мы знакомимся с участниками полетов.
Самый безопасный полет
Кому-то идея катать маленьких детей на летающей машине, да еще и без всякой кабины, так, чтобы они ощущали и воздух, и температуру, и запахи, может показаться странной или даже опасной. Однако это не так — хотя пилот, действительно, должен быть очень опытным.
"На первый взгляд техника кажется достаточно простой: всего лишь вывести параплан и взлететь. Но, на самом деле, фактически здесь нужно смешать две стихии — нестабильный воздух и еще более нестабильную тряпку" — рассказывает чемпион Открытых московских соревнований по сверхлегкой моторной авиации в 2009 году Владимир Филиппов.
"Самое интересное, что многие пилоты, которые летали на большой авиации — на истребителях, на "Боингах", отмечают, что на этой технике научиться гораздо сложнее, особенно взлету. Посадка, может быть, чуть проще", — продолжает он.
"Я изначально мечтал стать пилотом большой гражданской авиации. Но поскольку в то время (в середине-конце 90-х) пилоты мало получали, пошел в обычный технический институт. Однако мечта не пропала — я все равно решил заняться вот такой техникой, которая дает большую свободу, чем большая авиация", — считает наш собеседник.
Владимир — член Русского географического общества, кандидат в мастера спорта — летает на паралетах с 2005 года и провел в воздухе уже более тысячи часов. В том числе, в самых удивительных местах: он участвовал в международной монгольской экспедиции, в рамках которой с борта паралета впервые была отснята пустыня Гоби, пролетев практически всю ее, и в экспедиции на реке Лена в Якутии. А сейчас частенько летает над Бали.
"Здесь ты можешь летать практически в свободном режиме, то есть особенно не задумываться о каких-то воздушных коридорах, если у тебя есть определенная воздушная зона. И здесь пилот, конечно, чувствует большую свободу. Плюс: наверное, интересно летать, катая пассажиров, то есть, разделять их эмоции. Каждый человек ощущает что-то новое, интересное", —
говорит пилот.
Многие в это не верят, но паралет, действительно, самый безопасный летательный аппарат, подчеркивает он.
"Почему? Самый главный фактор опасности — это скорость: в любой авиации, если самолет взлетел и набрал скорость, то приземлиться на какую-то неподготовленную площадку ему уже крайне сложно. Здесь же даже если двигатель заглохнет, практически без проблем можно приземлиться даже на какой-то маленький пятачок", — и Владимир показывает, как это делается.
"А второй немаловажный момент — это маятниковая система: центр тяжести находится очень далеко от центра сил, воздействующих на крыло. Соответственно, перевернуть аппарат
практически невозможно", — подчеркивает он.
Как замерзнуть на Бали
Денис Кочетов появился на Острове богов и демонов и начал здесь летать уже более двух лет нБазад.
"Летать над али — совершенно потрясающее удовольствие, которое никак нельзя сравнить с тем, как летаешь в Москве и Московской области: это сложно, но интересно, красиво, необычно. Таких пейзажей я не видел нигде", — рассказывает он.
Правда, говорит Денис, чтобы воспарить над островом, нужно забыть, наверное, половину знаний, полученных в России или в Европе, потому что на Бали погода меняется очень быстро, и часто не знаешь, что ожидает тебя в следующие 15 секунд. А еще для покрытого горами и вулканами острова характерны достаточно серьезные, неуправляемые вихревые потоки — "динамики", которые, сходя с гор, придают аппарату дополнительную подъемную силу, и он подскакивает порой на добрую сотню метров. Наконец, так называемая "термичка": под палящим экваториальным солнцем земля прогревается неравномерно из-за особенностей ландшафта, из-за разного цвета песка и травы, и, соответственно, идущие от земли воздушные потоки-"пузыри" распределяются неравномерно. Матерчатое крыло паралета на это достаточно четко реагирует — а пассажир ощущает рывки и тряску.
"Но мы четко дифференцируем спортивные и туристические полеты2, — рассказывает Денис. «Когда мы катаем на нашем аппарате туристов, всегда выбираем хорошую, ровную, спокойную погоду, как правило, в утренние часы, когда земля еще не прогрелась, когда дует ровный утренний бриз с моря. Поэтому человек, в первый раз оказавшийся на нашем аппарате, чувствует себя спокойно, уверенно, совершенно ничего не боится. Его не трясет, не качает…", добавляет он.
Совсем другое дело — спортивные полеты и тренировки. Тут уже члены клуба летают практически в любое время суток и даже ночью.
"А недавно мы поднимались (естественно, с разрешения ВВС Индонезии) на два километра в высоту. В общем-то, спустились оттуда, потому, что уже стало холодно — замерзли. Думаем повторить это достижение. Может быть, уже на три километра поднимемся, но теперь оденемся потеплее ", — улыбается Денис.
В полете происходят иногда смешные необычные вещи, например, очень часто к аппарату подлетают орлы. Они принимают паралет за большую птицу, за своего сородича, и начинают с ним играть.
"Очень красиво летать вместе с орлом: он выписывает вокруг аппарата, вокруг купола пируэты, мы ему отвечаем своими маневрами, и такая игра может продолжаться 15-20 минут", — заключает Денис.