О российско-ливанских отношениях и позициях России как игрока на Ближнем Востоке, о ситуации в Сирии, сирийских беженцах и возможных способах разрешения кризиса в Сирийской Арабской Республике рассказал в интервью агентству РИА Новости министр иностранных дел и по вопросам эмигрантов Ливанской Республики Аднан Мансур. Беседовали корреспонденты Михаил Гусев и Денис Малков.
— Какой вы видите ситуацию в Сирии и каковы возможные последствия кризиса для региона и Ливана, в частности? Каковы сценарии развития ситуации?
— Сирия занимает важное географическое и стратегическое место в регионе, и сохранение стабильной обстановки и безопасности в этой стране входят в интересы не только Ливана, но и других государств региона. С начала событий в Сирии мы видели, что в стране есть оппозиция, которая требует проведения реформ. Однако их невозможно провести насильственным путем. Реформы должны реализовываться через диалог народа и правительства, а вмешательство во внутренние дела Сирии препятствует разрешению проблемы и затягивает кризис.
Ливан придерживается позиции «отстранения от данной проблемы». Мы не вмешиваемся во внутренние дела Сирии и не вмешиваемся в процесс принятия решений. Однако мы не поддерживаем те решения (Лиги арабских стран, СБ ООН), которые были приняты против Сирийской Арабской Республики. С самого начала мы сказали, что урегулирование сирийской проблемы возможно только через диалог, и это единственный путь разрешения ситуации. Но, к сожалению, с марта 2011 года, когда ряд городов Сирии были охвачены волнениями и антиправительственными выступлениями, мы видели, что в страну поставляется оружие, направляются деньги и боевики.
Мы поддерживаем работу специального посланника ООН по Сирии Лахдара Брахими и считаем, что, если эта работа получит одобрение всех заинтересованных сторон, это может спасти Сирию от кризиса и положить конец насилию в стране. Мы считаем, что в настоящее время необходимо прекратить огонь, прекратить боевые действия, необходимо остановить взаимное насилие (между народом и правительством), остановить поставки вооружения, финансовые потоки и отправку боевиков в Сирию.
— Каково ваше видение разрешения ситуации в Сирии? Как вы думаете, останется ли Башар Асад у власти?
— Проблема заключается не в том, останется ли Башар Асад у власти или нет, проблема в том, чтобы остановить насилие и начать реформы в стране. Но политические, экономические и социальные реформы не могут быть реализованы посредством военных действий и насилия. Это возможно только через диалог. Поэтому сирийские власти и оппозиция должны начать диалог, чтобы достичь политического решения для спасения Сирии. Устранение одной из сторон не поможет разрешить существующий кризис. Я думаю, что если конфликт в Сирии будет затягиваться, это будет иметь опасные последствия не только для независимости и суверенитета страны, но и для сохранения мира и стабильности в регионе.
— Как вы считаете, существуют ли какие-либо внешние факторы, влияющие на ситуацию в Сирии?
— Без всякого сомнения. Если мы проследим цепочку событий от самого начала кризиса в Сирии до сегодняшнего дня, можно сказать, что конфликт является не только внутрисирийским, поскольку мы видим, как извне поставляются оружие, деньги и направляются боевики в страну. Когда мы видим политическую, военную и финансовую поддержку, и когда в Сирию направляются боевики, это значит, что другие государства поддерживают только лишь одну из сторон конфликта. Поэтому мы считаем, что вмешательство в сирийскую проблему не поможет ее решению, а также сохранению страны и ее независимости, а, наоборот, приведет к эскалации насилия в стране и разрушению экономической составляющей страны. Как мы видим, военные действия направлены на разрушение гражданских, медицинских и учебных объектов, уничтожению инфраструктуры в городах. Мы считаем, что ситуация в Сирии приобретает острый характер и со временем может только осложниться еще больше.
— Какова позиция Ливана по сирийским беженцам, которые прибывают в страну?
— Мы сопереживаем нашим братьям — беженцам из Сирии. У Ливана очень скромные возможности, мы стараемся координировать действия с гуманитарными организациями. Беженцы нуждаются в пище, домах для проживания, медицинском обслуживании, обучении. Несмотря на это, мы готовы оказывать им помощь.
Сирийские беженцы, нашедшие дом в Ливане. Фото >>
— Как вы думаете, можно ли ожидать, что волна «арабской весны» докатится и до Ливана?
— Ливан занимает особое место в регионе и очень осторожно реагирует на события в соседних странах. Как я уже сказал, происходящее в регионе и, в частности, в Сирии может повлиять на ситуацию в соседних странах, в том числе в Ливане. Поэтому мы стараемся сохранить стабильное положение и безопасность внутри Ливана. Силы безопасности и армия страны контролируют границы и делают все, что в их силах, чтобы не допустить повторения подобных событий у нас. Хотя в целом мы считаем, что влияние этих событий на внутреннюю ситуацию в стране, на безопасность Ливана и на единство ливанского народа не такое уж и большое. Но могу сказать, что, без сомнения, присутствие большого числа сирийцев создает трудности для нас. Их численность составляет 35 тысяч человек, кроме этого в Ливане проживает порядка 400 тысяч палестинцев, притом, что территория нашей страны составляет чуть более 10 тысяч квадратных километров.
— Некоторые западные государства признали Национальную коалицию оппозиционных сил и сирийской революции. В этой связи изменится ли позиция Ливана?
— Официальная позиция Ливана крайне ясна. Мы отдалились от сирийской проблемы и не вмешиваемся во внутренние дела Сирии. Мы заняли такую позицию после того, как против Сирии был принят ряд решений Лигой арабских стран (ЛАГ) и другими международными институтами. Сирия и сирийский народ в состоянии самостоятельно решить свою судьбу, а не другие страны должны решать за них. Когда иностранные государства вмешиваются во внутренние дела любого государства, это лишь способствует эскалации насилия и осложнению кризиса, а не его решению. Мы не принимаем никакого участия в этом конфликте, мы не против режима, и мы не против сирийского народа.
— Недавно вице-президент Сирии Фарук аль-Шараа заявил, что ни одна из сторон сирийского конфликта не в состоянии выиграть эту войну и невозможно решить проблему в Сирии посредством военного конфликта. Как вы можете прокомментировать это заявление?
— Да, это правильно. Мы давно говорим об этом (невозможно решить проблему в Сирии с помощью оружия - ред.). Мы говорили откровенно, что только диалог может способствовать мирному урегулированию ситуации в Сирии и создать стабильность в стране. Война не поможет, однако любой военный конфликт, война между государствами заканчивается принятием соответствующего политического решения. Мы должны сегодня, а не завтра принять меры, чтобы создать условия для мирного выхода из кризиса посредством диалога. Все стороны сирийского конфликта должны сесть за стол переговоров.
В этой связи необходимо отметить важную работу, которую ведет Лахдар Брахими (имеется в виду работа над «дорожной картой» по выходу из сирийского кризиса, в основу которой положены договоренности, достигнутые 30 июня на встрече «Группы действий» в Женеве — ред.). Его миссия заключается в том, чтобы остановить насилие и собрать вместе конфликтующие стороны для мирного урегулирования проблемы. И тут надо учитывать мнение всех сторон конфликта, а не одной. Мы не должны говорить, что там есть только оппозиция и все, — это неправильно, там есть и другие стороны. Военное решение означает продолжение поставок оружия и денег, а все это разрушает Сирию и ее экономическую составляющую, убивает сирийский народ, уничтожает единство страны и ее независимость.
Что касается заявления Фарук аль-Шараа, то это проблема меня не касается. Комментировать данный вопрос — это значит вмешиваться в проблему, вмешиваться во внутренние дела Сирии. Я не уполномочен давать комментарии по данному вопросу. Это внутренний вопрос, сама Сирия в состоянии его решить. Пусть Сирия решает, а не другие.
— Как вы оцениваете состояние российско-ливанских отношений?
— Мы смотрим на Россию как на великую державу и дружественную страну не только Ливану, но и другим арабским народам. Россия всегда поддерживала права арабских народов, в частности, права палестинского народа. Россия поддерживала позицию арабских стран в деле освобождения их территорий от израильской оккупации, и Россия всегда стояла на стороне тех международных решений, которые требовали от Израиля остановить захват палестинских земель и приостановить поселенческую деятельность.
Россия всегда стояла на стороне палестинского народа, и это то, что мы увидели при голосовании на Генеральной ассамблее ООН по поводу признания палестинского государства. Россия — дружественная и великая страна и может сделать многое, в том числе и в регионе, чтобы влиять на происходящие процессы. Мы придаем особое значение позиции России по ситуации в Сирии. Она направлена на то, чтобы вывести Сирию из кризиса и поддержать реформы в стране, а также сохранить единство и суверенитет Сирийской Арабской Республики.