ТОКИО, 26 дек — РИА Новости, Ксения Нака. Реальные перспективы улучшения отношений есть у России и Японии в настоящее время — это связано как с внешнеполитической ситуацией Японии, так и с историей отношений нового премьера Синдзо Абэ с Россией и ее лидерами, заявил в интервью РИА Новости Кадзухико Того, известный японский политолог, дипломат в третьем поколении, занимавший высокие посты в МИДе и посольстве Японии в СССР и России, директор НИИ мировых проблем при Институте промышленности в Киото, автор более десятка книг об истории дипломатии и международных отношениях.
"Я считаю, что реальные перспективы для улучшения отношений России и Японии есть. Я уверен в этом, и я искренне надеюсь на это. Если смотреть на ситуацию в России, то после того, как в марте Путин заявил, что есть перспективы для улучшения по двум направлениям — экономическому сотрудничеству и территориальному вопросу, — отношение к Японии становится теплее. Что касается Абэ, то еще во время его первого пребывания на посту премьера с сентября 2006 по сентябрь 2007 года случились два важных события, критически важных", — считает Кадзухико Того.
Эксперт напомнил, что именно в это время произошла встреча Путина и Абэ на саммите стран "восьмерки" в Германии. Во время этой встречи Абэ предложил сотрудничество в экономическом развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока, что было позитивно воспринято российской стороной. Еще одним знаковым событием в этот период стало выступление тогдашнего министра иностранных дел Таро Асо с предложением решить территориальный спор между двумя странами, разделив острова по территории пополам. Как сказал Того, "российскую сторону вряд ли устраивает такая постановка вопроса, но это было коренное отличие от классической японской позиции о возврате всех четырех островов, и Россия восприняла это высказывание как символ гибкости Японии в этом вопросе".
Эксперт считает важным фактором и откровенное расположение Абэ к России, унаследованное им от своего отца — видного политика, министра иностранных дел Синтаро Абэ. Он создал "очень гибкие и полезные отношения с Горбачевым". Новый японский премьер в то время был личным секретарем у своего отца и "знал его мнение о российско-японских отношениях, как знал и то, что так и не было реализовано".
"Реализации планов помешала болезнь и смерть Синтаро Абэ. Ведь его последнее появление на политической арене произошло именно во время визита Горбачева в Японию… Абэ уже не мог ходить, поэтому его привезли на встречу в инвалидном кресле. Синтаро Абэ встретился с Горбачевым и умер через две или три недели после этого", — вспоминает Кадзухоко Того.
Политолог считает, что одним из важных факторов для Японии должна стать растущая сила соседнего Китая и его территориальные притязания в отношении Японии. Для решения проблем с Китаем и Кореей, с которыми у страны есть нерешенные территориальные вопросы, ей необходимо в первую очередь укрепить отношения с Россией.
"Я верю, что Абэ сможет преодолеть эти проблемы. Главная задача, на которой Японии нужно сейчас сосредоточиться — это отношения с Россией. С Китаем и Кореей для Абэ главное не ухудшить в ближайший год тех отношений, которые есть сейчас. И тогда положение Японии, ее дипломатические позиции в мире и на Дальнем Востоке будут значительно сильнее. И судя по позитивному заявлению Абэ, он это понимает. Есть реальные перспективы, что произойдет улучшение отношений между РФ и Японией", сказал Кадзухико Того.
Синдзо Абэ стал новым премьер-министром Японии в прошлую среду после того, как его партия победила на всеобщих парламентских выборах. Он уже занимал этот пост в 2006-2007 годах. Через несколько часов после победы своей партии он заявил, что намерен улучшать отношения с РФ, напомнив о своих встречах с Владимиром Путиным во время своего первого премьерства. В свою очередь российский президент на прошлой неделе заявил, что Россия позитивно воспринимает сигнал, поступивший от Японии.
Япония претендует на четыре острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора с Россией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. Позиция Москвы состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.