Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Зато список потерь этого года — сплошь из героев. В 2012 году от нас ушли Рэй Брэдбери и Борис Стругацкий, Галина Вишневская и Тонино Гуэрра, Оскар Нимейер и Федор Хитрук, Игорь Кваша и Петр Фоменко, Рави Шанкар и Дэйв Брубек…
Их всех объединяет то, что о них говорили в свое время их современники из XX века: "это человек будущего, человек XXI века". Все они, каждый в своей области, придумывали новые формы и новые смыслы, сажали сады и строили города. Все они были идеалистами и романтиками, но именно им удалось воплотить в жизнь свои самые дерзкие мечтания, утопии.
Как говорил архитектор Оскар Нимейер, построивший в пустыне самый комфортный город на Земле: "Когда мы строили Бразилиа, нам казалось, что мы создаем новый мир — совсем другой, свободный, радостный, молодой".
Оскар Нимейер и его дворцы из стекла и бетона >>
Петр Фоменко создал этот новый мир новый на сцене. Тонино Гуэрра — в кино. Федор Хитрук открыл целую вселенную анимации. Великие писатели-фантасты Рэй Брэдбери и Борис Стругацкий описали не только этот новый мир — "мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить", где "высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд", но и предсказали печальные последствия нарушения этого порядка.
"Жизнь дает человеку тpи счастья: дpуга, любовь и pаботу. Все пpочее — от лукавого", — повторял снова и снова Борис Стругацкий.
У Василия Аксенова есть повесть "Золотая наша железка", там все положительные герои, как раз те, у которых есть "друг, любовь и работа", носят отчество Аполлинариевич. Так вот, наши герои тоже, все как один, были детьми бога Аполлона — покровителя наук и искусств, одаренные его светлой, жизнеутверждающей солнечной энергией.
Рэй Брэдбери выражал это так: "Делай то, что любишь, и люби то, что ты делаешь!"
Артист Игорь Кваша (кстати, большой друг Аксенова) вспоминал, как еще будучи студентами, они мечтали о своем театре и поклялись, что сделают его вот что бы то ни стало. Буквально через несколько лет "Современник" не только превратился в культовое место в Москве, о нем узнали во всем мире — а ведь для этого надо было сломать целую систему.
В то время мир был разделен границами, железными занавесами и стенами. Но эти люди никогда не встраивались ни в какую в систему. Они были настоящими людьми мира — как Галина Вишневская, как Рави Шанкар. Все они как будто творили какое-то общее большое дело, невзирая на географию и политику, запреты и предрассудки.
И в жизни реальной наши герои иногда пересекались. Например, итальянец Тонино Гуэрра работал с Андреем Тарковским, который снимал кино по Стругацким.
Пик творчества этих "людей будущего" пришелся на шестидесятые годы XX века — времена им достались яркие, бурные, сердитые.
Сегодня мир тоже рассержен и ждет, как мне кажется, своих созидательных героев, своих Аполлинариевичей. Только вот что-то пока их не видно.
Но как там у Брэдбери: "Если вокруг пустота, есть, где разгуляться"… Будем ждать. Придут.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции