Анна Каледина, обозреватель РИА Новости.
Есть такая хорошая русская традиция – провожать старый год, говорить ему спасибо за то хорошее, что случилось. Не грех, думается, поблагодарить и за то плохое, что не произошло. В 2012-м универсальный повод сказать "спасибо" имеется однозначно. Даже два. К примеру, так и не настиг нас конец света. Но если в такое развитие событий никто особо не верил, то второе печальное мероприятие – вторая волна кризиса – казалось более чем вероятным. И даже очевидным. Но, несмотря на многочисленные прогнозы и ожидания, в уходящем году кризис не случился.
Ожидание кризиса
В том, что обострение неминуемо, не сомневались ни экономисты, ни политики, ни представители властей разных стран. Российское правительство – не исключение. Еще в конце 2011 года в бюджете были зарезервированы средства на преодоление возможного обострения. А глава правительства, и чуть позже президент, Владимир Путин не скрывал: "сигналы поступают тревожные, риски есть, нужно надеяться на лучшее, но готовиться к худшему".
Казалось бы, к худшему все и шло, даже стремительно скатывалось – Европа утопала в долговых проблемах, никак не выкарабкивалась из рецессии, в США ребром стояли проблемы бюджетного дефицита, в России кредитные организации пылесосили всю ликвидность, которую могли в условиях ее дефицита.
Но вот не произошло. Ни летом, на которое сначала назначили вторую волну, ни в конце сентября, что было бы символично – ровно через четыре года после банкротства Lehman Brothers, с которого и начался кризис-2008. Чуть позже час Х переместился на вторую половину осени, когда Греция, более других провоцирующая нестабильность, должна была выплатить очередной транш долга, но средств на это не имела. Обошлось. Минула эта доля нас в этом году. Почему?
Помогла профилактика
На самом деле, вторая волна не накатила в 2012-м по самой банальной причине – помогла профилактика. Не допустили обострений, поддержав финансовый иммунитет огромными денежными вливаниями.
Во многом благодарить стоит Европейский центральный банк (ЕЦБ), который под разговоры о неминуемом дефолте Греции с последующим выходом государства из еврозоны, выдвинулся на авансцену и в нехарактерной для себя манере действовал энергично и решительно. В частности, приняв программу по выкупу облигаций самых проблемных стран.
Причем без ограничений по сумме, то есть, сколько надо денег, столько и подпечатывал для того, чтобы терпящие бедствие государства смогли удержаться на плаву. Такое осторожный ЕЦБ позволил себе впервые, что, как понимаете, не может не говорить о серьезности ситуации.
К европейским коллегам присоединились и американские монетарные власти. Со свойственным ему размахом Федрезерв США приготовился встретить уже новый год огромными денежными вливаниями – примерно $170 млрд долларов в месяц на покупку ценных бумаг. Еще 8-12 млрд евро в экономику запускал ЕЦБ.
Помогал подопечным банкам и российский Центробанк. По последним данным, кредитные организации задолжали регулятору только по одному из инструментов рефинансирования около 2 трлн рублей.
В общем, мы на радость всем буржуям кризиса пожар задули.
Надолго ли?
Любые денежные вливания в экономику должны где-то аккумулироваться. Идеальным местом для нейтрализации наличности является сырье, которое начинает дорожать на богатой финансовой подпитке. Формально для России это хорошо. Недаром есть шанс закончить 2012 год с профицитным бюджетом. Одно плохо – до бесконечности, понятное дело, разгул сырьевых цен продолжаться не может.
Еще в июне Всемирный банк в отчете "Глобальные экономические перспективы" предупреждал, что для мировой экономики уже настал предел нефтяной вакханалии. В 2012 году мы подошли к тому уровню, когда вредны как высокие цены на сырье, так и их резкое падение.
Если стоимость нефти будет и дальше удерживаться на высоких уровнях, то это больно ударит по европейским странам, которые просто не могут себе позволить дорогие углеводороды на фоне продолжающейся рецессии. Проблемы в экономике только усугубятся. Посему сырье может начать дешеветь, и это уже невыгодно России.
Бюджет России на будущий год верстался из расчетной цены в $91 за баррель. При нынешних уровнях в $110-120 нашей казне ничто не угрожает. Но если под давлением европейских проблем сырье начнет стремительно дешеветь, то придется снова залезать в государственные заначки.
При этом риск развития негативного сценария очень высок. По некоторым оценкам, рецессия в Европе может продлиться еще несколько лет, да и США повисли над так называемым бюджетным обрывом (если до конца года сенаторы не договорятся, то с 1 января 2013-го автоматически отменяются налоговые льготы, принятые во время кризиса, а также сокращаются расходы бюджета), который может закончиться экономическим упадком.
Выбор РИА Новости: Главные ожидаемые события в мире в 2013 году >>
Проблема в том, что механизм заливания деньгами показал себя малоэффективным. Он не позволяет решить проблему, а лишь дает отсрочку, перенося критическое проявление на более отдаленную перспективу. Точь-в-точь как в стихотворении Агнии Барто: "Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!" Доска уже давно закончилась, а бычок не падает, поскольку под копыта подставляют стопки денежных купюр.
Это дает отсрочку от второй волны, но избежать ее не позволяет. Тут, как с торфяниками в Подмосковье, которые мало заливать каждый год, нужно уже сделать что-то кардинально новое. А так заливаем-заливаем, а они все полыхают и полыхают.
Недавно британская королева повеселила общественность своим определением причины нынешнего катаклизма – "расслабились очень".
Так вот и не расслабляемся. Российское правительство снова подготовилось к 2013 году, и опять зарезервировало в бюджете деньги на поддержку банковской системы от кризиса. В общем, держим денежный шланг наготове, надеемся на лучшее, но готовимся к худшему.
И с наступающим!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции