НЬЮ-ЙОРК, 24 дек — РИА Новости, Лариса Саенко. Галерея нью-йоркского музея Метрополитен, расположенная в Форт-Трайон и посвященная искусству Средневековья, к нынешнему Рождеству нарядилась в убранство в соответствии с традицией, сложившейся еще до появления рождественской ели.
Афиша событий в России и мире на декабрь 2012 >>
В залах музея-замка, экспонаты которого представляют европейское искусство IX-XVI веков, нет сияющих игрушками и гирляндами елок, вошедших в христианскую культуру лишь в XVII веке. Залы музея украшены гирляндами из живых растений и плодов — именно так выглядели христианские храмы Европы в канун светлого праздника Рождества 500-700 лет назад.
Главное украшение музейных залов — вечнозеленый венок с четырьмя свечами, изначально появившийся в лютеранской конфессии. Первую свечу лютеране зажигали в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который пришел в мир с рождением Христа. Каждое последующее воскресенье зажигалась еще одна свеча, в Сочельник горели уже все четыре. Как правило, свечи с венком устанавливались в алтаре храма, а в домах ставились на обеденный стол, где собиралась семья на торжественную трапезу.
Непременный атрибут религиозных декораций — рождественские свечи — стали важной составляющей убранства еще со времен зимних языческих праздников. Огнем изгоняли силы тьмы и холода, восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются символом Иисуса Христа как Света мира и означают победу света над тьмой.
Традиция "яблочных украшений" — яблок, вплетенных в гирлянды или разложенных на канделябрах — связана с библейским райским деревом, усыпанным спелыми плодами. Средневековые гирлянды также были украшены гроздьями падуба — красными ядовитыми ягодами с вечнозеленого куста. Яркость этого растения сделала его символом возрождения жизни в снежной белизне северной Европы. Считается, что падуб прогоняет зимние холода и злых духов. В Англии падуб с шипами мужского рода, без шипов — женского. Старинная европейская примета гласит, что от того, какой падуб (с шипами или без) принесли в дом первым в Рождество, зависит, чей голос будет решающим в наступающем году при управлении домашним хозяйством.
Дизайнеры воссоздали в музее и "ветку поцелуев", исполнявшую главную роль в рождественских украшениях в Англии до появления елки. Она имела форму двойного кольца, украшенного зелеными ветвями, падубом, плющом, яблоками, грушами и зажженными свечами. Если девушка случайно оказывалась под этой веткой, ее позволялось поцеловать, и это не считалось грехом.
Еще один атрибут украшенных средневековых залов Метрополитен — благоухающие живые белые розы. Эти цветы являются аллюзией на слова пророка Исайи о "корне Иессееве" — дереве Иессея, или генеалогическом дереве Иисуса Христа. Однако вероятнее всего, в Средние века эти розы высушивали к Сочельнику или изготовляли из бумаги. Именно бумажные розы фигурируют в архивной записи 1605 года: "В Страсбурге на Рождество ель устанавливают в жилой комнате. Дерево украшают бумажными розами, яблоками, облатками, золотыми листами и сахаром".
Золотой сноп злаковых, который можно было увидеть и в церкви, и на крестьянском подворье, символизирует благодарение богу за добрый урожай. В раннем Средневековье в гирлянды к Рождеству также вплетались горсти орехов, которые позже стали оборачивать в цветную бумагу, а затем в фольгу — прообраз нынешних стеклянных шаров.