МОСКВА, 23 дек - РИА Новости. День дальней авиации ВВС России отмечается 23 декабря. Праздник был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова.
Дальняя авиация (ДА) является оперативно-стратегическим объединением Вооруженных сил Российской Федерации, стратегическим резервом Верховного главнокомандования (ВГК) и компонентом стратегических ядерных сил. Одной из основных задач дальней авиации России является поражение военных объектов противника на расстоянии нескольких тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки.
Основными способами боевых действий ДА являются массированные и групповые авиационные удары и специальные боевые полеты. Командование Дальней авиации входит в состав Военно-воздушных сил (ВВС).
На самолете "Илья Муромец", спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов. В 1917 году в эскадру входило двадцать бомбардировщиков.
После Октябрьской революции 22 марта 1918 года декретом Совета народных комиссаров была организована Северная группа, вскоре преобразованная в тяжелобомбардировочную эскадру, а затем в дивизион воздушных кораблей "Илья Муромец" (три отряда по два самолета в каждом).
Советский этап развития ДА был связан с принятием в 1930-е годы на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева.
В 1936 году в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации - ДБ-3Ф, Ил-4), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. Самолеты бомбардировали скопления войск противника в Польше. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года бомбардировщики нанесли удар по Берлину.
В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. В 1947 году началось поступление новых самолетов Ту-4 в войска. В 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.
После принятия на вооружение в 1950-е годы реактивной техники (дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики.
В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности.
В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160.
В августе 2007 года ДА возобновила прерванные после распада СССР полеты в удаленных регионах на постоянной основе. Патрулирование осуществляется в регионах активного судоходства и экономической деятельности России. Полеты на воздушное патрулирование в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана выполняются как с базовых, так и с оперативных аэродромов.
Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге России.
В России продолжаются научно-исследовательские работы по разработке нового перспективного боевого самолета дальней авиации с применением технологий "Стэлс". Перспективный комплекс призван заменить находящиеся на вооружении ВВС РФ ракетоносцы, дальние и стратегические бомбардировщики. Перспективный авиационный комплекс ДА должен будет поступить на вооружение в 2025-2030 годы.
Порядка 30 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 Дальней авиации будут модернизированы до 2020 года.
Стратегический бомбардировщик пятого поколения планируется создать к 2020 году, пробные модели бомбардировщика пятого поколения могут появиться уже в 2018-2020 годах. Ожидается, что к 2040 году будет создан стратегический бомбардировщик шестого поколения, который станет уже беспилотным.