Московская система образования за последний год кардинально изменилась — применяется новый, подушевой принцип финансирования школ, учебные заведения объединяются в образовательные комплексы, и на этом модернизация не заканчивается, впереди — введение столичного стандарта качества образования. Нововведения вызывают массу вопросов и беспокойств у родителей столичных школьников. РИА Новости выяснило, какие вопросы сейчас самые актуальные среди родительской общественности, и адресовало их первому заместителю руководителя департамента образования столицы Вениамину Каганову.
- Вениамин Шаевич, треть опрошенных родителей обеспокоены тем, что якобы хорошие учителя "старой" школы ушли, а качественной замены им нет. Обоснованы ли эти опасения?
— Лично я такой информацией, которая бы подтвердила эти слова, не располагаю. Я точно знаю, сколько у нас педагогов было и сколько есть сейчас, и могу сказать, что количество учителей у нас фактически не изменилось. Оно осталось тем же, какое было и год, и два года назад.
Но вместе с тем, конечно, пришла молодая поросль, молодые учителя. Но это и должно происходить. Без этого невозможно развитие. Поэтому вопрос смены поколений нас, естественно, беспокоит, но в другом ключе. Например, в начальной школе уже второй год идет совершенно новая программа обучения, которая требует новых навыков, новых подходов. И ясно, что это требует качественно иной подготовки. Именно поэтому в начальной школе наибольшее количество молодых учителей, они с успехом применяют свои профессиональные качества. Но с другой стороны, умение общаться с детьми и родителями, знание предмета — это то, что приобретается с опытом. Главное, чтобы процесс смены поколений двигался спокойно и без эксцессов, и сегодня я не вижу каких-то массовых тревожных сигналов.
- Как вы считаете, объединение школ способствует повышению уровня преподавания?
— Мы заинтересованы в том, чтобы в педагогику приходили талантливые люди, а это возможно лишь тогда, когда престиж профессии высок, когда работа интересна, когда она пользуется доверием в обществе. Когда школы объединяются, то возможностей становится больше, в том числе для детей и педагогического коллектива. Появляются возможности для многопрофильности, лучшей оснащенности образовательного процесса. Как правило, в комплексах средняя зарплата учителей выше, потому что детей больше. И это, безусловно, дополнительный мотив, чтобы удержать и привлечь таланты в педагогику. Так что в целом да, способствует, но, конечно, для проявления основных эффектов нужно время.
- А какие проблемы при объединении школ могут возникнуть для учителей?
— Я думаю об объединении с точки зрения возможностей, а не проблем. Когда две сильные школы объединяются — ясно, что там разные, как сейчас говорят, корпоративные культуры. И ясно, что это может быть проблемой. Но если они объединяются осознанно и решают единую задачу, чтобы ребенку было хорошо, и образование было качественным — я не вижу таких проблем, которые бы не позволили умным людям договориться и развивать все лучшее, что есть в традициях, опыте разных школ.
- А насколько серьезна проблема руководства, когда кто-то должен уйти?
— Новая структура, изменение системы управления — не всегда удается избежать проблем отдельных руководителей. Кто-то остался директором, но нагрузка увеличилась, кто-то стал заместителем директора в новом комплексе, кто-то решил не привыкать к новому и вышел на пенсию. Кадры управления — это всегда уникальные компетенции и стараемся относиться бережно. Но если мы будем заботиться в первую очередь не о детях, а о руководителях, то, значит, мы занимаемся не своим делом. Наша задача, чтобы совершенствовался образовательный и воспитательный процесс, чтобы всем родители были довольны, и чтобы руководители образовательных учреждений умели и были достойны управлять такими коллективами. Хотя, конечно, отдельные лица могут быть ущемлены, например, не справился, не вписался и т. д. Но это не повод, чтобы отказываться от серьезных преобразований в системе.
- Еще один вопрос, который беспокоит родителей московских школьников — это недостаток специализированных предметов, которые позволяли бы детям выбрать будущую профессию. Есть ли такая проблема?
— Такая проблема есть. И в данном случае объединение — это один из методов решения этой проблемы. Ну, представьте себе, школа 300-400 человек — создать условия для спецпредметов сложно. А представьте комплекс на 1 500 тысячи человек. Там уже появляется предметные кафедры, там уже может быть, например, несколько мощных физика, один специализируется на одном, другой — на другом. Есть возможность создать не один профильный класс, а несколько, по разным интересам. Больше выбор — больше возможности.
- Родители также недовольны тем, что в последнее время в школах стало меньше кружков и клубов по интересам, в результате чего дети представлены сами себе.
— Не исключаю, что есть отдельные учреждения, где такое происходит. Но, в целом по городу наоборот, есть рост. Если в прошлом году было 350 тысяч детей среди всех зачисленных на программы дополнительного образования, то сейчас — 390 тысяч. Так что кружков меньше не стало. Но тут есть другая проблема — качество не везде устраивает. Мы бы хотели, чтобы каждый ребенок от 1-го до 11-го класса имел возможность посещать то, что ему интересно. Естественно, будет какое-то перераспределение, новые программы. От чего-то, что не пользуется спросом, не отвечает требованиям времени, придется отказаться, ну а как иначе? Если программы действуют десятилетиями, то это серьезный повод задуматься — не пора ли подумать об обновлении? Так что наши усилия будут направлены на улучшение качества и на расширение количества кружков, они должны быть привлекательны не только для малышей, но и для детей старшего возраста.
- Родителей юных москвичей беспокоит качество обучения в школах. Вы что-нибудь слышали о том, что учителя натягивают оценку ученикам, чтобы больше зарабатывать? Ведь теперь их зарплаты зависят от этого.
— Сказать, что никто и никогда никому не натягивал оценку, я не могу. У нас 57 тысяч учителей. Но смысла в этом я не вижу, думаю, это маловероятно. Зарплата определяется руководством школы с участием трудового коллектива. Они сами решают, кого поддержать. И при той системе внутренней конкуренции и высокой квалификации директоров, заместителей по учебной части, которые анализируют успеваемость, посещают занятия, допустить, что кто-то долго может натягивать оценки — я сейчас уже не могу. Тем более, за этот год в 8 раз возросло количество школ использующих внешнюю диагностику, а в ней уже ничего "натянуть" нельзя.
- И еще один злободневный вопрос. Некоторые родители уверены, что учителя натаскивают учеников на сдачу ЕГЭ, не давая реальных знаний. Существует ли такая проблема?
— А вот такая проблема действительно есть. Почему так получилось? Потому что другие инструменты измерения необязательны, а ЕГЭ обязательно. Соответственно, идет подготовка, особенно в старших классах, но для получения знаний нужна система, по которой ребенок постоянно учится, и не идет речи о натаскивании. И я думаю, что через пару лет мы с этой проблемой справимся, особенно когда заработает московский стандарт качества образования, и ЕГЭ будет одним из мерил, но не абсолютным. Будут также учитываться и воспитательные моменты, и развитие креативности, и многое другое, что реально необходимо ребенку и в обучении и в жизни.