МОСКВА, 2 июл — Прайм. Минфин РФ, долгое время пытавшийся растянуть во времени военные расходы, в итоге предусмотрел в бюджетных проектировках на 2014-2016 годы резкое увеличение трат по разделу "национальная оборона", при этом запланировал сокращение социальных расходов федерального бюджета, в том числе на здравоохранение, образование и ЖКХ.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Соответствующие расчеты содержатся в проекте основных направлений бюджетной политики на ближайшие три года, имеющемся в распоряжении агентства "Прайм". Как накануне пояснил глава Минфина Антон Силуанов, расходы федерального бюджета РФ по таким статьям, как образование и здравоохранение, действительно будут снижаться в 2014-2016 годах, однако это произойдет за счет передачи финансирования на региональный уровень.
Оборона в приоритете
На прошлой неделе на комиссии по бюджетным проектировкам в правительстве Силуанов заявил о необходимости оптимизации бюджета РФ на ближайшую трехлетку, в том числе за счет переноса приоритетов от программы вооружений и госзакупок в сторону социальной политики и развития инфраструктуры. Минобороны со своей стороны сообщило, что обсуждает с Минфином перенос за 2016 год лишь незначительных объемов финансирования по госпрограмме вооружения — в объеме 100 миллиардов рублей.
В 2013 году на национальную оборону в федеральном бюджете запланировано 2,098 триллиона рублей (15,7% в общей структуре расходов). В 2014 году эту статью планируется увеличить к уровню предыдущего года на 21,9% — до 2,558 триллиона рублей (18,6% расходов), в 2015 году — на 22,5%, до 3,134 триллиона рублей (21,2% расходов), а в 2016 году — еще на 9,1%, до 3,418 триллиона рублей (22% от общего объема расходов бюджета).
На национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2013 году будет потрачено 2,048 триллиона рублей (15,3% к общему объему расходов федерального бюджета). В 2014 году расходы увеличатся к предыдущему году на 3,2% — до 2,113 триллиона рублей (15,4% расходов), в 2015 году — на 4,6% — до 2,209 триллиона рублей (14,9%). При этом в 2016 году расходы бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность снизятся к 2015 году на 0,6% — до 2,196 триллиона рублей, а размер этой статьи в общем объеме расходов сократится до 14,2%.
Согласно документу, рост расходов по статье "национальная оборона" в 2014-2015 годах обусловлен индексацией денежного довольствия военнослужащих, военных пенсий, ростом числа военных пенсионеров, увеличением расходов на содержание инфраструктуры ВС, закупку ГСМ, а также привлечением на военную службу дополнительно по 50 тысяч контрактников ежегодно.
В целом на госпрограмму вооружений до 2020 года государство намерено направить порядка 20 триллионов рублей. Предыдущий министр финансов Алексей Кудрин был отправлен в отставку из-за разногласий с Дмитрием Медведевым, тогда занимавшим пост президента РФ, в первую очередь по увеличению расходов на оборону.
Социальные вопросы решат регионы
В целом из бюджетной системы в 2013 году на образование будет потрачено 2,845 триллиона рублей (4,3% ВВП), в 2016 году сумма возрастет до 3,579 триллиона рублей в абсолютном выражении (относительно ВВП снизится до 3,9%). Расходы из федерального бюджета в 2013 году составят 681,5 миллиарда рублей (540,5 миллиарда рублей без учета межбюджетных трансфертов) и в 2016 году снизятся до 600,6 миллиарда рублей (580,3 миллиарда рублей без учета межбюджетных трансфертов).
"Расходы федерального бюджета по разделу "образование" (без учета межбюджетных трансфертов) в основном относятся к сфере высшего образования и составляют менее 20% от общего объема бюджетных расходов на образование", — говорится в документе.
Основной тенденцией по разделу "здравоохранение" является увеличение расходов за счет региональных бюджетов и перенос части расходов на систему обязательного медицинского страхования. Так, расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2013 году составят 515 миллиардов рублей, в 2014 — 412,1 миллиарда рублей, в 2015 — 333,2 миллиарда рублей, в 2016 — 340 миллиардов рублей. При этом без учета межбюджетных трансфертов эти суммы составят: в 2013 году — 381,4 миллиарда рублей, в 2014 — 336,2 миллиарда рублей, в 2015 — 286,7 миллиарда рублей, в 2016 — 294,4 миллиарда рублей.
Одновременно расходы регионов на образование будут расти: в 2013 — 1,014 триллиона рублей, в 2014 — 1,042 триллиона рублей, в 2015 — 1,035 триллиона рублей, в 2016 — 1,223 триллиона рублей. Из фондов ОМС на здравоохранение в 2013 году будет направлено 1,04 триллиона рублей, в 2014 — 1,206 триллиона рублей, в 2015 — 1,443 триллиона рублей, в 2016 — 1,533 триллиона рублей.
"Доля расходов федерального бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов на здравоохранение уменьшится с 15,7% в 2013 году до 9,7% в 2016 году, доля консолидированных бюджетов субъектов РФ соответственно с 41,6% до 40,1%, в то время как доля расходов фондов ОМС за этот период вырастет с 42,7% до 50,2%", — говорится в документе.
Расходы на ЖКХ могут снизится 7,8% — до 142,2 миллиарда рублей в 2014 году с 154,3 миллиарда рублей в этом году и до 60,2 миллиарда рублей в 2016 году. Согласно разъяснениям в документе, это связано с уменьшением имущественного взноса РФ в Фонд содействия реформированию ЖКХ в 2015-2016 годах, завершением реализации мероприятий в отдельных ФЦП (например, "Чистая вода"), а также завершением предоставления субсидий на капремонт многоквартирных домов для проведения Универсиады-2013 в Казани (ремонт крыш и фасадов).
Минфин отмечает, что доля расходов федерального бюджета в общих расходах бюджетной системы на ЖКХ составляет около 10%. Так, в 2013 году на ЖКХ из региональных бюджетов должно быть направлено около 1 триллиона рублей, а в 2016 году эта цифра вырастет до 1,353 триллиона рублей.