Американский режиссер и продюсер Гари Хаствит, который известен не только своей документальной кинотрилогией о дизайне (“Гельветика”, “Овеществление”, “Урбанизированный”), но и тем, что снимал ее на деньги, собранные через интернет, рассказал ЦДК DOC, каким образом ему это удалось.
ЦДК DOC: Гари, расскажите про краудфандинг – способ финансирования проектов за счет народных вложений, которым вы прославились. Собрать больше полумиллиона долларов в интернете на съемки фильмов – впечатляющий результат. Как вам это удается?
Гари Хаствит: Практически у каждой документальной истории есть своя аудитория. Где-то на свете обязательно найдется тот, кто захочет увидеть документальный фильм как раз о том, что интересует и вас. Задача режиссера – установить контакт с такими людьми. Очевидно, что интернет – тот идеальный канал связи, по которому проще всего найти людей, которые с вами заодно. Я настоятельно рекомендую создателям фильмов использовать интернет для привлечения аудитории. В наше время уже недостаточно просто снять хороший документальный фильм, а после съемок думать о том, как подтянуть зрителей. Важно заранее вовлечь публику в процесс, чтобы люди знали о съемках, следили за ними, чтобы ваш фильм ждали. Неважно, какая у него будет тема, – в сети найдутся сообщества, которые интересуются именно ей. Если их привлечь, можно найти и финансирование для фильма, и новые идеи. Вы можете мобилизовать это сообщество, а потом эти люди помогут вам еще и с показом фильма в их городе. Если честно, всем просто хочется чувствовать свою сопричастность к созданию фильма. Главное условие взаимодействия с теми, кто дает личные средства на съемки, – держать их в курсе процесса производства. Тогда они начинают чувствовать себя частью этого процесса. Часто бывало так, что я просил людей, финансировавших съемки, дать нам совет или найти, к примеру, кинооператора в Сиднее, Австралии. И это действительно срабатывает. Когда тысячи людей входят в вашу команду – это потрясающий ресурс, и не использовать его было бы глупо.
ЦДК DOC: Хотят ли те, кто дает вам деньги, лично участвовать в съемках? Например, появиться в кадре? Или, может быть, они настаивают, чтобы в фильме была определенная музыка? Готовы ли вы идти на компромиссы в подобных случаях?
Г.Х.: До сих пор я сталкивался только с позитивной стороной того, что мои фильмы снимаются благодаря краудфандингу, то есть на средства зрителей. Люди предлагают всевозможные темы. Например, несколько сюжетов фильма “Урбанизированный” (“Urbanized”) подсказали как раз те, кто помогал собирать деньги и кто следил за моими сообщениями в социальных сетях. Поэтому я уверен, что кинорежиссеру или режиссеру документальных фильмов имеет смысл привлекать людей, которые лучше него разбираются в теме фильма. Я отнюдь не считаю себя специалистом по урбанизации, но меня очень интересуют вопросы планирования городов, а ведь в мире столько людей, которые знают об этом больше меня, так почему бы не поинтересоваться их мнением?
ЦДК DOC: Один из ваших фильмов, “Гельветика”, про швейцарский шрифт, другой, "Овеществленный", о промышленном дизайне, третий, “Урбанизированный”, о проблемах городской планировки… Кажется, их тематика интересна весьма специфичной и ограниченной аудитории. Как же вы находите народное финансирование для таких странных, на первый взгляд, сюжетов?
Г.Х.: Лично я считаю, что мои фильмы интересны не только маленькой кучке людей. Каждому человеку в мире небезразлично, как живет его город, особенно если ему приходится сидеть в пробках или трудно добраться из одного места в другое. Мы все обитаем в городах, поэтому то, как эти города спроектированы и как они функционируют, касается всех. Люди часто не осознают, что эти проблемы связаны с дизайном, планировкой, а может быть, они просто не знакомы с принципами планировки. Дизайн повсюду присутствует в нашей жизни, внутри нашего дома и за его пределами, мы ежедневно потребляем продукты дизайна.
ЦДК DOC: Какие вопросы вы решаете в своих документальных фильмах?
Г.Х.: Я не считаю, что документальные фильмы должны чему-то учить. И не думаю, что смысл таких фильмов в том, чтобы решить проблему или ответить на вопросы. Эти фильмы просто документируют. Но для меня они – исследование. Я не собираюсь никого спасать. Мне просто хочется, чтобы люди немного чаще задумывались.
ЦДК DOC: Гари, признайтесь, над чем вы работали в Москве? Мы знаем, что вы вели какие-то съемки с раннего утра до позднего вечера.
Г.Х.: В настоящее время я работаю над проектом, который называется “Олимпийский город”. Это фотопроект: мы ездим по всему миру в столицы прошедших олимпиад и документируем, что осталось, как олимпийские игры изменили город. Пока я находился здесь, в Москве, я сделал огромное количество фотографий объектов Олимпиады-80, от Олимпийской деревни до стадионов и таких мест, как Измайлово, то есть всех тех районов, которые испытали влияние олимпийских игр. Мы делаем то же самое по всему миру: в Берлине, Лос-Анджелесе, Барселоне, Сараево, даже в Лондоне после недавней Олимпиады, и в ближайшие недели я собираюсь в Пекин. Так что это будет фотоальбом, рассказывающий обо всех этих городах и о том, что с ними произошло после окончания олимпийских игр.
ЦДК DOC: Документальное кино пока еще остается не самым популярным жанром. Как, по-вашему, лучше “раскручивать” фильм? Как правильно организовать премьеру?
Г.Х. Я стараюсь устраивать премьеры своих документальных фильмов на кинофестивалях. В фестивалях есть нечто особенное: много волнения, большое внимание СМИ, вокруг коллеги, другие кинематографисты. Это отличное место, чтобы удивить мир и дать фильму хороший импульс на старте. Конечно, после первого большого показа начинается работа на самом низком уровне: мне и моей команде приходится самим планировать показы в больших городах и думать о "раскрутке" фильма. Тут мы возвращаемся к методам привлечения аудитории, которые мы используем в процессе создания фильма. Потому что в каждом городе появляются люди, которые уже знают о фильме и хотят купить билеты, и можно легко оценить, каким спросом будет пользоваться картина. Тогда появляется выбор: проводить показы самостоятельно или найти группу людей, которые организуют показ на месте. Так что повторюсь: фестиваль – отличный способ привести все в движение и вызвать интерес в киноиндустрии, показаться на большом экране, но затем следует проводит целевые показы там, где есть потребность и где люди хотят увидеть ваш фильм.
Благодарим за помощь в организации интервью beat film festival