В январе 2013 года в Ингушетии собираются открыть горнолыжную трассу - первую в этой горной республике. О перспективах индустрии гостеприимства в Ингушетии корреспондент РИА.Туризм поговорил с председателем республиканского комитета по туризму Батыром Мальсаговым.
- Вы верите в то, что в Ингушетию приедут туристы?
- Да, верю. И знаю, что любой человек, который приедет сюда однажды, никогда не забудет красоту наших гор. Конечно, мир велик и интересен, и на земле есть множество мест, которые стоит посетить. Некоторые называют Кавказ "Восточными Альпами". Но Кавказ - это не Альпы. Кавказ - уникальное на Земле место, равному которому нет в мире. И если вы не увидите Ингушетию, вы ни за что не поймете, что такое Северный Кавказ. А если вы не разберетесь в нашей истории и культуре, вы не поймете, что происходит в России.
- Когда говорят о достопримечательностях Ингушетии, всегда вспоминают ваше национальное достояние - знаменитые родовые башни…
- Да, безусловно, родовые башни галгаев потрясают воображение, в сочетании с красотой гор и звенящей тишиной - такого нет нигде в России. Но уже очень скоро к нам смогут приезжать и туристы-горнолыжники. Этой зимой мы открываем курорт Армхи. Всего здесь за 10 лет планируется построить более 60 километров трасс, ежедневная пропускная способность - более 25 тысяч человек (сейчас 3 тысячи). Конечно, потребуется много усилий для того, чтобы осуществить наши мечты, но чем больше мы работаем над нашей программой, тем больше понимаем - это единственный путь к процветанию нашей республики.
Архитектуру горной Ингушетии не описать банальным эпитетом "уникальная". Наш народ строил свои дома в период со II века до нашей эры до середины XIX века. Жители покинули их в 1944 году, во время депортации. Войска НКВД пытались уничтожать их, но были смельчаки - настоящие герои ингушского народа, которые сопротивлялись до последнего. В память о погибших и депортированных в Назрани недавно заработал величественный мемориальный комплекс, который посещает каждый приезжающий к нам турист.
Мы шаг за шагом, сантиметр за сантиметром исследовали башни галгаев - наше национальное достояние. Мы знаем, каким родам принадлежали эти башни. Постепенно в них возвращаются люди, и сегодня мы следим за тем, чтобы история нашего народа была сохранена и приумножена.
- Есть негативный образ Ингушетии, который складывается в результате пристального внимания СМИ к любому инциденту, который случается в республике…
- Да, к сожалению, я вынужден констатировать - несмотря на то что уже несколько лет в Ингушетии гораздо спокойнее, чем в большинстве регионов России, особенно в Джейрахском районе, который может стать главной туристической зоной республики, люди привыкли доверять не всегда добросовестным сообщениям СМИ, которые, к сожалению, очень часто необъективны. Как бы считается само собой разумеющимся, что у нас тут опасно, что к нам лететь неудобно и т.д. Не буду повторять мифы, которые устойчиво сидят в мозгах некоторых редакторов. Нам приходится прикладывать значительные усилия - притом что, как вы понимаете, денег на это не всегда хватает, - чтобы рассказать миру о том, кто мы, какова наша история, какие у нас традиции.
Развитие туризма - это не наша блажь, это жизненная необходимость. Это рабочие места, увеличение доходной части республиканского бюджета, спокойствие людей. На мой взгляд, каждый человек, который отдохнет в Ингушетии, станет нашей самой лучшей рекламой.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня, с точки зрения руководителя туристической администрации?
- Трудностей много, и не все они связаны с недостаточным финансированием. Вот, например, все знают о кавказском гостеприимстве - ингуши, как и другие кавказские народы, приветливы, они поделятся со своим гостем всем, что у них есть. Но перевести наши качества на, я бы сказал, постоянно-сервисную основу, научить людей правилам сервиса, принятым в центральной России и за рубежом, стоит многих усилий. К сожалению, сфера образования в туризме в России в целом отстает от мировой практики, причем речь идет не о менеджерах и экономистах, а о гидах, барменах, горничных. Мы думаем о решении это проблемы, так как уже очень скоро - по мере развития туристического комплекса - эта проблема встанет перед нами во весь рост.
Мы очень много работаем над туристическим брендированием Ингушетии. Даже вы задали мне вопрос о том, насколько у нас безопасно. А ведь бренд республики, ее узнаваемость должны базироваться на позитивном опыте. Бренд есть, но донести его до миллионов наших потенциальных туристов достаточно сложно. Но мы делаем все возможное, чтобы и профессионалы рынка, и журналисты, и просто туристы все больше и больше узнавали о том, что на самом деле у нас происходит. Относительно недавно мы принимали блогеров. Прошло несколько пресс-туров. Республика представлена на основных туристических выставках в России. В этом году мы участвовали в roadshow, которое было организовано Ростуризмом в европейских столицах. Всего этого еще несколько лет назад не было и в помине.
- Какие виды туризма, кроме исторического, этнографического и спортивного, вы предполагаете развивать?
- Есть идеи развивать нашу бальнеологию, для этого в республике есть все необходимое. Мы ждем и христианских паломников - в Ингушетии находится один из самых древних, если не самый древний, православный храм на территории России. Спортивный туризм - это не только горные лыжи, но и горы летом. Конечно, думаем и над событийным туризмом - первые шаги в виде турнира по боям без правил и кубка России по парашютному спорту уже сделаны.
Помните о том, что мы самый маленький регион в России. Мы только начинаем, но мы сделаем максимум для того, чтобы число туристов, которые к нам приезжают, превысило бы население республики в несколько раз!