Рейтинг@Mail.ru
Дождутся ли неэффективные вузы своего Сердюкова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дождутся ли неэффективные вузы своего Сердюкова

Читать ria.ru в
Дзен
Систему высшего образования сотрясают скандалы и интриги, констатирует Константин Богданов, и предлагает запустить туда для расчистки Анатолия Сердюкова или его аналог.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Систему высшего образования сотрясают скандалы и интриги. Скоро дойдет и до расследований. Писать на эту тему всерьез уже невозможно без скатывания в банальности стиля и содержания. Поэтому есть предложение: запустить туда для расчистки Анатолия Сердюкова или его аналог.

Минобрнауки в ноябре публикует списки "неэффективных" вузов – с неясными, но весьма зловещими намеками на будущее. И вот день сегодняшний. В попавшем в список РГТЭУ бастуют студенты – не хотят, чтобы их закрывали, присоединяли и вообще считали людьми второго сорта.

В еще одном таком вузе – МАРХИ – и вовсе заказали молебен об исключении из списка неэффективных. Тоже своего рода техничное использование актуального аппаратного дискурса. Все спасаются, как могут.

Приходится в очередной раз посыпать рану солью: Россия утратила едва ли не главное конкурентное преимущество, имевшееся у нее в 1990-е годы, и считавшееся органическим, естественным для страны. Россия утратила конкурентоспособное высшее образование.

Ситуация в высшем образовании с системной точки зрения потихоньку приближается к ситуации в российской армии второй половины нулевых, непосредственно перед стартом военной реформы "нового облика".

Имеющаяся структура подготовки дипломированных специалистов совершенно неадекватна производящей экономике, современной и инновационной, о необходимости опережающего построения которой говорят уже не первый год.

Но проблема даже не в этом. Она уже неадекватна даже той мозаичной экономике, которую имеет Россия сегодня – со всеми ее десинхрониями во внутреннем времени и господствующих технологиях, с застойными очагами архаики в отраслевой структуре, в эксплуатации инфраструктуры и в сфере государственного управления всех уровней.

Речь уже не идет о том, что производящая экономика должна в массе своей готовить специалистов по производству – что материальному, что гуманитарному: инженеров всех категорий, от технологов до политтехнологов. И специалистов по развитию этого хозяйства – инвесторов в широком смысле слова, включая инвесторов в человеческий капитал.

Доминирующий в стране акцент на подготовке бухгалтеров, юристов и разного рода "силовиков" (в форме высочайшей популярности собственных академий чуть ли не при каждой федеральной службе правоохранительного толка) показывает не производящий, а распределительный характер экономики России. Но и это еще полбеды. Беда в том, что нынешняя структура подготовки кадров – тех самых юристов и экономистов – все меньше отвечает даже невеликим запросам и этой вырожденной структуры хозяйствования.

Потому что в России совершенно невменяемое количество вузов, а среднее качество подготовки выпускника падает. Потому что уровень изрядной доли выпускников "как бы вузов" находится где-то на метр ниже того плинтуса, за которым рыночная невостребованность подготовленного спеца в конкретных условиях (как было с учеными и инженерами советского хайтека в начале 1990-х годов) уже переходит в его персональную некомпетентность и профнепригодность.

И, по-хорошему говоря, львиную долю этих "вузов" нужно деклассировать до уровня колледжа/техникума/ПТУ, а дипломы их выпускников трактовать не выше документа о среднем специальном образовании, и то – только после повальной переаттестации самого жестокого сорта.

И это еще не касаясь остроактуальной в последние недели темы плагиата в высокопоставленных диссертациях. Проблема в том, что огромная доля не-высокопоставленных диссертаций делается точно также, и система воспроизводит сама себя с завидной эффективностью, да так, что в этой квашне, наполненной как на одном конвейере вылепленными кандидатами и докторами, тонет собственно наука.

Это абсолютно самоочевидные вещи, которые нужно уже не терапевтически реформировать, а удалять хирургическим путем.

Есть тысячи отдельных причин этого не делать в отношении конкретных частных случаев. Но в целом систему высшего профессионального образования пора уже резать, не дожидаясь перитонита.

Тут нужен "эффективный менеджер", откровенный бульдозер – этакий Анатолий Сердюков, только с продуманным, экспертами просчитанным планом, с образом будущего: как должна выглядеть система образования после того, как площадку, заросшую сорняками, за исключением некоторых уже окультуренных участков в виде клумб, выкосят и перепашут, не обращая внимания на вопли.

Отдельные факты свидетельствуют о том, что работа по созданию такого образа будущего скорее ведется, чем нет, и результаты у нее, хотя бы на бумаге, будут скорее хорошие, чем как всегда. Вопрос в реализации, а для нее и потребуется бульдозер, причем желательно – с политическим мандатом высшего федерального уровня и взводом автоматчиков в помощь.

Этот бульдозер будут ненавидеть, как только умеет ненавидеть отечественная образованщина. Куда там реформе Сердюкова! Люди, видевшие изнутри академические и университетские интриги, понимают, что средний отечественный военный штабист – наивная тургеневская барышня в сравнении со средним отечественным же кафедральным доцентом на полной ставке. "Мебельщик", "табуреткин" – подобные эпитеты только для начала будут произнесены в адрес бульдозера. Потом начнется и худшее.

…Но косить и перепахивать все равно придется. Иначе "табуреткиными" начнут называть уже следующие поколения выпускников с дипломами – согласно господствующей технологии подготовки. А потом они станут преподавателями, и круг замкнется: высшее образование как явление будет доступно только людям с шенгенскими, американскими или японскими визами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала