Рейтинг@Mail.ru
Новый закон об образовании дает отмашку трудовой миграции учителей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый закон об образовании дает отмашку трудовой миграции учителей

Читать ria.ru в
Дзен
Закон "Об образовании" принят Госдумой во втором чтении 18 декабря. Все, кто боялся или, наоборот, ждал революции за партой и в студенческой аудитории, могут расслабиться.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Закон "Об образовании" принят Госдумой во втором чтении 18 декабря. Все, кто боялся или, наоборот, ждал революции за партой и в студенческой аудитории, могут расслабиться. В таких случаях, говорят: гора родила мышь. Правда, мышка оказалась шустрой: она прогрызла в системе образования дырку, через которую бесплатные образовательные услуги можно будет потихоньку перетаскивать в разряд платных, а учителя через эту же дыру побегут за более высоким заработком в те регионы, где за одни те же уроки платить станут в разы больше.

Вечные ценности

После первого чтения в законопроект было предложено более 1700 поправок. Но практически все они были отвергнуты.

После второго чтения критерием образованности в России по-прежнему остаются результаты ЕГЭ, но действительны они будут не два, а 4 года.

Изучение школьниками основ религиозных культур и светской этики станет обязательным, а школьная форма, напротив, необязательной, ее введение законопроект оставляет на усмотрение школ. Проще говоря, борьбу с хиджабами чиновники Минобрнауки переложили на директоров школ.

Гимназии, лицеи, физматшколы при ведущих университетах не будут ликвидированы, как многие опасались. В новом законе для них даже придумали специальное: "нетиповые образовательные организации" для "выявления, поддержки и сопровождения граждан, проявивших выдающиеся способности".

Особо одаренных граждан РФ будут послать на учебу за рубеж за счет средств федерального бюджета, что особенно забавно. Самых умных будут высылать из страны за казенный счет, чтобы они, наверное, не портили общий уровень отечественного образования.

Среди вузов в особое положение ожидаемо поставлены МГУ им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Сюрприз заключается в том, что к ним пристегнули не Бауманку, не Новосибирский университет и даже не "Вышку" и вновь отстроенный на острове Русский Дальневосточный университет, а "расположенные на территории инновационного центра "Сколково" организации, осуществляющие образовательную деятельность". Для МГУ, СпбГУ и загадочных сколковских "организаций" закон об образовании действует только "с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами". Говоря проще, одних высоких баллов ЕГЭ для поступления в эти вузы будет недостаточно.

И наконец, учительская зарплата, о которой так много говорили с высоких трибун последнее время, теперь в законодательном порядке должна подтянуться к размеру средней по региону.

Для кого закон писан

Эксперты оценивают новый закон в целом положительно, отмечая только частные его недостатки.

"Любой закон – это квинтэссенция внутренней политики, и данный закон не исключение. Он увеличивает риск клерикализации России. Но это старая история: борьба с попытками ведущей конфессии застолбить место в образовании идет с переменным успехом не первый год. Этот раунд церковь выиграла, но не нокдауном, а по очкам, если так можно выразиться, и все еще поправимо", – говорит директор "Федерального института развития образования", профессор Александр Асмолов.

"В законе около 150 норм имеют отсылочный характер, то есть отсылают к указам президента, другим законам и нормативным актам. Фактически получилась инструкция по распределению полномочий между управленцами в сфере образования", – считает первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин.

"Социально значимые законы, как закон "Об образовании", должны быть понятны тем, кого они непосредственно касаются, в данном случае – педагогам, учащимся и их родителям, а не только юристам и управленцам", – поддерживает его уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.

Член комиссии по образованию Общественной палаты, директор центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский с этим не согласен: "Федеральный закон должен быть рамочным, иначе можно стать болтунами. Ведь как бывает: сначала решают довести размер стипендии в Москве до прожиточного минимума, а он в столице около 10 тысяч, а потом кидаются искать деньги и не находят".

Правы и те, и другие. Законопроект – правительственный, Минобрнауки готовило основной текст, а другие ведомства исправляли и дополняли те его пункты, которые касались их компетенции. Понятно, что исполнительная власть писала закон "под себя" – прежде всего потому, что исполнять его придется чиновникам.

Но документ действительно написан таким кондовым канцеляритом, что понять его обычному человеку затруднительно. Если учитель, старшеклассник, его родители, студент и даже профессор захочет сослаться на какую-либо норму нового закона, ему потребуется квалифицированная помощь юриста.

Почем души учащихся?

"Реальную ситуацию в образовании будет определять не этот закон, а весь законодательный контекст, где есть тот же Бюджетный кодекс, знаменитый 83-й закон (о правовом положении государственного (муниципального) учреждения. – Ред.), госстандарты общего образования и еще множество законов, норм, указов и приказов, – уверен директор Центра образования №109 Евгений Ямбург.

Например, говорит Ямбург, образовательный стандарт не предусматривает преподавания иностранного языка в первом классе, а это подтолкнет родителей и школьную администрацию к организации "платной образовательной услуги" такого рода, благо новый закон этому не препятствует. Таких лазеек в законе, по его словам, множество.

Евгений Бунимович тоже считает, что "смешение в законе платных и бесплатных услуг создает риск подмены последних на первые".

"Если финансирование основного образования худо бедно прикрыто новым законом, то относительно всего, что хоть чуть-чуть выходит за эти рамки, я уже так и слышу в свой адрес: хватит сидеть на бюджете, давайте зарабатывайте бабки!", – говорит Ямбург.

"Можно декларировать в новом законе доведение средних заплат учителей до среднего уровня по региону, но в реальной жизни бюджетное финансирование школ определяется 83-м законом, который с прошлого года ввел подушевое финансирование государственных образовательных учреждений – в зависимости от численности в них учащихся", – напоминает Ямбург.

Понятно, что в таких условиях выгодно объединять школы под одним номером и наполнять классы учащимися под завязку. И, напротив, невыгодны малокомплектные школы и классы, характерные для статусных гимназий и лицеев.

"При подушевом финансировании средняя стоимость "души" школьника старших классов в Москве составляет 110 тысяч рублей в год", – говорит Евгений Ямбург.

В Нижнем Тагиле аналогичный показатель, по его словам, равен 18 тысячам рублей, в Таганроге – 13 тысячам.

Разрыв в зарплатах по стране в связи с этим огромен. В Москве учителя получают 50-60 тысяч рублей в месяц. "Недавно я звонил в Таганрог, там средняя зарплата у учителя 11 тысяч, сейчас ждут прибавки в 600 рублей", – рассказывает педагог.

Также понятно, что когда при абсолютно одинаковой работе и нагрузке зарплата учителей будет различаться в разы в зависимости от региона, где они живут и учат детей, появится очень сильный стимул поменять регион на более выгодный. По наблюдениям Евгения Ямбурга, процесс трудовой миграции учителей уже начался.

"В Москву едут молодые учителя, селятся по несколько человек на съемных квартирах, и зарабатывают тут, как на нефтяной платформе, вахтовым методом", – рассказывает Ямбург.

Новый закон об образовании принимается так долго и с таким шумом, что у многих, возможно, создалось преувеличенное впечатление о его значимости для образования. На самом же деле, от принятия одного закона, даже будь он самым мудрым и всеобъемлющим, уровень образованности в стране не изменится.

Изменить его в лучшую сторону могут только сами участники образовательного процесса – учащиеся, их педагоги и родители, чиновники. Кстати, в новом законе право влиять на процесс первых трех категорий его участников в ущерб правам чиновников расширено до еще невиданных в истории отечественной педагогики пределов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала