Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Сомнения в том, что визит Виктора Януковича состоится, были задолго до того, как помощник российского президента Юрий Ушаков сообщил о его отмене. И формулировка стала не менее выразительной, чем сама отмена: "Необходимо провести дополнительную экспертную работу по доводке тех документов, которые планировалось в ходе этого визита подписать".
Пресс-служба украинского президента в свою очередь пояснила: "Одной из причин переноса визита президента Украины Виктора Януковича в Москву стала необходимость выработки механизма взаимодействия Киева с Таможенным союзом".
В переводе с дипломатического это, скорее всего, означает, что такого механизма нет. О чем все знали давно, а теперь признали публично.
Чего хотела Москва?
И в Москве, и в Киеве официально повестку дня сводили в основном к очередному обсуждению газовых проблем. Но все понимали, что речь идет о возможности качественных изменений украинской позиции в вопросе интеграции с ЕвразЭС и Таможенным союзом. Визит был явно подверстан к четвергу, когда в Москве соберутся президиумы всех евразийских начинаний Москвы, включая даже российско-белорусский союз.
Так что для Москвы визит мог ознаменовать начало большого объединительного парада, с которым можно было триумфально провожать год, и участие Киева в этом параде должно было стать настоящей жемчужиной.
Для этого было бы даже не жаль сделать небольшую скидку в цене, которую, говорят, стороны почти договорились спустить до 165 долларов за тысячу кубометров. К тому же эта скидка совершенно не обязана быть вечной.
Москва в очередной раз, похоже, переоценила готовность Украины продать за скидку на газ то, что она продавать на самом деле и не собиралась.
Чего не хотел Киев?
О готовности качественного сближения с Таможенным союзом Янукович намекал все последние дни. Лидеры Партии регионов убеждали страну в том, что ей ничего не мешает состоять сразу в двух союзах – и Таможенном, и в зоне свободной торговли с ЕС. По мере приближения визита политическая напряженность на Украине нарастала. Тем более что на самом деле явных сторонников Таможенного союза на Украине немного.
О том, что намерения подключиться к Таможенному союзу прямо противоречат позиции Евросоюза, не допускающего членство в двух организациях, напоминали не только оппозиционеры, но и члены Общественного совета МИД, который заявил о недопустимости постепенного присоединения Украины к Таможенному союзу.
О жестком неприятии Таможенного союза дали в очередной раз понять украинские олигархи. Их бизнес все более ориентирован на Запад, восток для которого не только опасный конкурент, но и фактор политического риска. Дорогой газ олигархов уже тоже не пугает.
Украина стоит на распутье: вступать в ЕС или ТС >>
Как полагает украинский эксперт Юрий Райхель, для Дмитрия Фирташа, к примеру, владеющего и большей частью газораспределительной системы Украины, и мощностями для добычи собственного украинского газа, дорогой российский газ – отличная страшилка и повод постоянно ставить вопрос о бюджетных вливаниях в развитие этих мощностей. А остальные, даже те, для кого цена газа – фактор критический, задумываются об энергосбережении, как Ринат Ахметов.
Да и самому Януковичу, как полагают эксперты, совершенно не с руки поддаваться на уговоры Москвы. Он в личном общении с российскими лидерами постоянно проигрывает, от этого его отношения с ними, и без того далеко не безоблачные, накаляются от взаимной раздражительности. Говорят, летом он даже в запальчивости напомнил Москве: "Украина – это мой проект!"
Януковичу не нужен Таможенный союз, но ему надо закрывать дыры в бюджете. Этим и определяются контуры той интеграционной ниши, которую он пытается разработать.
И эта формула находится: Украина готова не к членству в Союзе, а к зоне свободной торговли с ним.
Когда Янукович все-таки приедет?
Подготовка визита Януковича, таким образом, сводилась к попыткам преодолеть несовместимость устремлений Москвы и Киева. Дело осложнялось еще и тем, что даже если бы президент Украины что-нибудь Кремлю и пообещал, он не мог бы ничего гарантировать формально.
Решение о вхождении в Таможенный союз, даже "частичном", как его называли в Киеве, принимает не президент, а правительство, которого на Украине еще нет, и никто не может с уверенностью сказать, каким оно будет.
С другой стороны, и для Москвы не являются тайной попытки Януковича сыграть с ней в жанре Лукашенко, поочередно шантажирующего много лет Россию и Запад тем, что он примет, в конце концов, чью-нибудь сторону.
Парламентские выборы, прошедшие в октябре на Украине, не добавили Януковичу симпатий в Европе. В декабре снова был отменен саммит Украина-ЕС, в том числе и по причине того, что в Европе называют "избирательным применением правосудия", в частности, по отношению к Юлии Тимошенко.
Именно Западу, как полагают многие украинские аналитики, и были адресованы заявления Януковича о готовности решительной интеграции с востоком. С другой стороны, и Москве в любой момент Киев может предъявить аргумент, не раз опробованный Минском: не договоримся с вами – пойдем договариваться в Европу.
Если это так, то на этот раз маневр, возможно, сработал: буквально накануне Киеву все-таки удалось согласовать с Евросоюзом время саммита: февраль следующего года.
Это, возможно, стало сигналом Москве: Киев убедить не удастся, а раз так, то даже ни к чему не обязывающее политическое заявление бессмысленно. Киев с этим легко согласился. Компромисс невозможен, что и было зафиксировано в заявлении Юрия Ушакова.
И все, на самом деле, начинает напоминать российско-белорусскую дружбу: Москва, судя по всему, снова ужесточит теперь ценовую политику в газовом вопросе, Киев снова обратится за помощью к МВФ, и так – до следующего раза, когда Запад снова всерьез потребует освободить Юлию Тимошенко. Или уже начнется предвыборная кампания.
И тогда Янукович все-таки приедет в Москву. Если кому-то это еще будет интересно. Да и тогда никаких гарантий он никому не даст.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции