120 лет назад 18 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета "Щелкунчик" на музыку Петра Ильича Чайковского.
В наше время балет "Щелкунчик" есть в репертуаре практически всех театров, и многие традиционно стараются приурочить спектакли к Новому году. Билеты на "Щелкунчик" стали, без преувеличения, традиционным новогодним подарком в среде любителей классического искусства.
Сюжет сказки (и балета) известен практически каждому: кукольник Дроссельмейер дарит своей крестнице игрушку Щелкунчика, который оказывается заколдованным принцем, разрушить проклятье девочка может, только если поможет Щелкунчику победить Мышиного короля. Вариаций и интерпретаций сказки сейчас великое множество - балет в свое время представляли на сцене и как детскую сказку, и как философско-мистическое действо, а количество экранизаций - и мультипликационных, и кино - уже не сосчитать. Объединяет же их все чаще всего именно музыка Чайковского - без "Вальса цветов" или "Танца феи Драже" представить сказку о Щелкунчике уже не может никто.
Кстати, знаменитая вариация в танце феи Драже написана Чайковским, так сказать, по мотивам идеи Петипа, который предложил композитору написать для этого танца музыку, во время которой "надо, чтобы было слышно падение капель воды в фонтанах", и Чайковский использовал эту мысль.
В 1890 году Чайковский получил заказ от дирекции Императорских театров на двухактный балет, основой для которого он выбрал сказку Гофмана "Щелкунчик и мышиный король" из сборника "Серапионовы братья". С 1819 по 1821 годы этот сборник произведений Гофмана издавался в виде четырехтомника и стал своего рода "культовым изданием", достаточно вспомнить, что название сборника стало и названием литературного кружка, объединившего в свое время Зощенко, Каверина, Чуковского, Гумилева и многих других.
Что же касается самой сказки, то Чайковским был использован пересказ Дюма-отца под названием "История Щелкунчика". Чайковский, по свидетельству его брата Модеста, сам сначала "письменно изложил сюжет "Щелкунчика" со слов Всеволожского" и только затем приступил к совместной работе с хореографом Мариусом Петипа".
Работу композитор прерывал весной 1891 года, когда ездил в США на торжественное открытие Карнеги-холла и закончил балет к январю-февралю 1892 года, а в марте того же года в рамках одного из симфонических концертов Русского музыкального общества был исполнен фрагмент из произведения.
После смерти дочери Петипа был в депрессии, и постановку балета по его указаниям осуществил второй балетмейстер Мариинского театра - Лев Иванов. В первоначальном варианте героиня балета именовалась Кларой, позже ее стали называть Машей (в версии Дюма, девочку называли Мари). Партию Клары в первой постановке "Щелкунчика" исполнила балерина Станислава Белинская, партию Фрица - Василий Стуколкин, Щелкунчика - Сергей Легат, феи Драже - Антониетта Дель-Эра, принца Коклюша - Павел Гердт, Дроссельмейера - Тимофей Стуколкин. Музыка звучала под управлением итальянского дирижера Риккардо Дриго.
Первая балетная постановка успешно просуществовала на сцене около 30 лет. В 1923 году спектакль был восстановлен балетмейстером Федором Лопуховым, который в 1929 году также создал новую хореографическую версию.
Еще одна версия постановки была предпринята балетмейстером Василием Вайноненем в 1934 году там же на сцене Мариинского театра (в то время носившего название Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова). В спектакле была использована новая техника классического танца, которой не было во времена Чайковского и Петипа. В балете присутствовали фантастические фокусы, яркие куклы и горящая праздничными огнями елка, созданная художником Владимиром Дмитриевым. Партию Маши исполнила Галина Уланова, партию Щелкунчика Принца — Константин Сергеев, за дирижерским пультом был маэстро Евгений Мравинский.
Позже постановка была перенесена на сцены многих театров. В 1939 году "Щелкунчик" Вайнонена был поставлен в Большом театре в Москве, где до этого времени ставились одноименные балеты в редакции хореографов Александра Горского в 1919 году и Льва Иванова в 1932 году.
12 марта 1966 года в Большом театре состоялась премьера балета "Щелкунчик" в постановке хореографа Юрия Григоровича. Балетмейстер совместно с художником Симоном Вирсаладзе смог превратить "Щелкунчика" из детской сказки в философские раздумья о недостижимости идеального счастья, его балет стал классикой ХХ века.
В конце 2012 года - начале 2013 года зрители также могут увидеть "Щелкунчик" в Большом театре в постановке Юрия Григоровича, Мариинском театре - в редакции Василия Вайнонена.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Чайковский. Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик". Запись 1987 года
Чайковский. Вальс цветов из балета "Щелкунчик". Запись 1987 года
Предоставлено ФГУП "Фирма "Мелодия"