Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
Я попал в Тибет спустя 72 года после экспедиции немецкого ученого Эрнста Шефера, действовавшего под эгидой небезызвестного общества "Аненербе". Экспедиция изучала климат и культуру Тибета, а также измеряла черепа местного населения для доказательства принадлежности тибетцев к древним арийцам. Что там намерил Шефер сотоварищи, мне неведомо, говорят, есть масса фотографий и целый фильм "Таинственный Тибет", снятый по результатам поездки. Известно одно - руководство Третьего рейха, приверженное сложным оккультным практикам, встретило участников экспедиции как героев. Я же оказался в Лхасе и ее окрестностях благодаря любезности пресс-канцелярии Госсовета КНР, организовавшей поездку для нескольких российских журналистов. Климат мы ощутили на себе, ариев не искали, зато смогли увидеть современный Тибет, вернее ту его часть, которую нам захотели показать.
С точки зрения туриста
Первые три дня в Тибете у меня адски болела голова и вовсе не потому, что я накануне пил, - атмосферное давление на высоте выше 4 тысяч метров опускается до отметки 450 миллиметров ртутного столба вместо привычных нам 748. Зато на четвертый день все как рукой сняло. Как пояснили местные жители, примерно такое время нужно организму для адаптации. Особенно остро перепад давления ощущается, если вы прилетаете в Лхасу на самолете. Поэтому знающие люди рекомендуют правильно акклиматизироваться - плавно по времени набирать высоту, не больше 500-700 метров в день. Если, правда, у вас они есть, эти лишние дни - путешествие в Тибет не из дешевых.
Можно, конечно, потратить 48 часов и поехать в Лхасу из Пекина на поезде. В 2006 году жителей Тибета осчастливили - был достроен участок железной дороги Голмуд - Лхаса протяженностью 1,115 тысячи километров. Эта дорога считается самой высокогорной в мире: она проходит на высоте 3-4 тысяч метров и преодолевает два перевала высотой более 5 тысяч метров. Говорят, что в пассажирские вагоны такого поезда принудительно подается кислород как через систему кондиционирования, так и индивидуально к каждому креслу.
В самом Тибете для снятия симптомов горной болезни популярна настойка на основе родиолы розовой. У нас ее еще называют золотым корнем.
Кстати, хочу расстроить отечественных туристов: на высоте более 4 тысяч метров категорически не рекомендуется употреблять алкоголь, в том числе пиво. Тибет нужно воспринимать на свежую голову.
Оптимальным будет провести первые несколько дней в Лхасе, что в переводе с тибетского значит "Земля, любимая Буддой". Город расположен на небольшой по местным меркам высоте - около 3,6 тысячи метров. Здесь есть что посмотреть: и знаменитый дворец Потала (бывшая резиденция далай-ламы, пустующая с 1959 года), и Джоканг, древнейший в городе буддийский храм, а также квартал из узких улочек и городской площади Баркор. Это популярное место для совершения ритуального обхода паломников и местных жителей, кроме того, здесь просто рай для любителей всяческих экзотических сувениров. Правда, по завышенным ценам.
Мы приехали не в туристический сезон, каковым здесь считается период с мая по октябрь. В остальное время в Тибете прохладно, зимой доходит до минус 4 градусов, и все местные гостиницы закрываются. Хотя именно зимой в городе появляются колоритные тибетцы из деревень, которые используют свободное от сельхозработ время для паломничества.
Еще одно заблуждение состоит в том, что Тибет - это царство вечного снега. Горы хоть и высокие, но снега на них нет, он выпадает лишь в январе да и то только на семи- и восьмитысячниках. Так что стать горнолыжной Меккой Тибету, увы, не грозит. Зато здесь раздолье для фотографов - в Тибете постоянно светит солнце и невыносимой синевы небо.
Сегодня туристу попасть в Тибет проще, чем журналисту. Доказательством этому может служить тот факт, что один из моих коллег, проработавший в Китае десяток лет, только сейчас смог попасть сюда. Несмотря на то что Тибетский автономный район (ТАР) открыт для посещений с 1984 года, побывать здесь можно только в составе организованной группы, обязательно в сопровождении гида и при наличии специального разрешения на въезд. Самостоятельные путешествия в Тибет китайскими властями не приветствуются. Как правило, въезжают сюда либо через Непал - самолетом или автотранспортом из Катманду, либо из Пекина - самолетом или на поезде.
Прежде всего Тибет - это огромное пространство - свыше 1,2 миллиона квадратных километров (это почти две Франции), чем во многом определяются особенности местного туризма. Порой, чтобы увидеть очередную достопримечательность, нужно проехать сотни километров по горной дороге. Так, красивейшее озеро Ямджоюм-Цо - одно из четырех наиболее почитаемых озер региона, вокруг которых паломники совершают ритуальный обход, - расположено на высоте 4,488 тысячи метров в 200 километрах от Лхасы. Кстати говоря, над озером есть смотровая площадка и туалет. Посетить уборную на высоте 5 тысяч метров стоит всего два юаня (около 10 рублей), а впечатлений - на всю жизнь.
Разрушение стереотипов
Несмотря на то что официальный Пекин утверждает, что Тибет всегда был частью Китая, меня не покидало ощущение, что китайцы чересчур настойчиво хотят в этом убедить сами себя, а заодно и весь мир. И дело не в том, что на каждом тибетском доме висит государственный флаг КНР. Начиная с 80-х годов прошлого века центральное китайское правительство делает все, чтобы у тибетцев, составляющих, по официальным данным, 91% населения ТАР, не было и мысли о независимости.
Оно и понятно, ведь Тибет в Китае - на особом положении. Здесь, к примеру, не работает формула "Одна семья - один ребенок". ТАР вообще самый малонаселенный район Поднебесной: тут проживает всего 3 миллиона человек, плотность населения в среднем 2,2 человека на квадратный километр. В связи с этим властями поощряются рождение второго ребенка и строго запрещают аборты.
Тибет, к тому же, единственный район в Китае, где размер налогов на 3% ниже, чем по стране. Более того, местные земледельцы и скотоводы вообще освобождены от налогов и сборов, а ставки по кредитам ниже на несколько процентов. У них бесплатное лечение, а в школах для их детей установлена система бесплатного питания и общежития. Кроме того, государство предоставляет крестьянам дотации на постройку домов.
Дети Азии: обмен традициями >>
Безусловно, главными отраслями экономики Тибета, как и в прошлом, остаются сельское хозяйство и скотоводство - яки и бараны все еще являются символами региона. В любом тибетском доме вам непременно подадут в качестве угощения чай с маслом яка (вкус, надо заметить, специфический), сушеный сыр (по твердости приближается к точильному камню) и вяленое мясо яка. Еще в Тибете любят есть поджаренную муку и пить простой кипяток. После такой экзотики почти все участники нашей экспедиции вскоре затосковали по нормальной китайской еде.
Кстати говоря, если раньше лишь малая часть местной скотоводческой и сельхозпродукции попадала на рынки Китая в силу труднодоступности региона, то Цинхай-Тибетская железная дорога сократила расстояние между Тибетом и внутренними районами страны.
Утверждение, что в Тибете отсутствует промышленность, также не соответствует действительности. В регионе создана промышленная система, охватывающая энергетическую, легкую, текстильную, фармацевтическую и химическую промышленность, в том числе предприятия по производству цемента. А в 2010 году в Лхасе был построен новый пивной завод, уже сейчас производящий 800 тысяч тонн хмельного напитка в год.
Не забывает руководство Тибета и о привлечении туристов. Как заявил пресс-секретарь правительства ТАР Джигме Вангтсо, в 2011 году Тибет посетили 270 тысяч иностранных гостей и около 8 миллионов - внутренних, а общий доход от туризма составил 7,9 миллиарда юаней (1,3 миллиарда долларов) при бюджете региона в 60 миллиардов. Разумеется, власти намерены увеличить турпоток и с этой целью развивают инфраструктуру. Так, в 2011 году в Тибете насчитывалось уже 177 "звездных" и 932 "незвездных" гостиниц.
Кроме того, сегодня в ТАР существует сеть аэропортов (всего их шесть), в которой главную роль играет воздушная гавань Гунга в Лхасе, а вспомогательную - "ворота" в Чамдо, Линчжи, Нгари и Шигадзе. В текущем году началось строительство самого высокогорного в мире аэропорта Нагчу - он расположен на высоте 4,436 тысячи метров над уровнем моря. Так что вскоре у всех семи районов Тибета будет по аэропорту.
При этом нужно подчеркнуть, что Тибет хоть и называется "горячей точкой" Китая, но на самом деле является практически полностью дотационным регионом. Почти все капиталовложения местного правительства в развитие экономики взяты не из собственных накоплений, а из платежей центрального правительства либо из ассигнований различным строительным объектам в Тибете и помощи более богатых провинций, например Гуандун и Шаньси. Получается, что из каждых 100 юаней, потраченных Тибетом, 90 юаней поступают из Пекина.
В крае, потерянном ламой
Трудно искать далай-ламу в Тибете, особенно если его там нет. Вот уже 53 года пустует его дворец в Лхасе, для самого Далай-ламы XIV тибетское нагорье недоступно даже для экскурсий. Напомним, что вскоре после образования КНР в 1949 году Пекин и Лхаса подписали соглашение "О мирном освобождении Тибета", в соответствии с которым регион вошел в состав Китая на правах автономного района. Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо вместе со своими сторонниками бежал из Тибета в индийскую Дхармсалу. Все происходящее в Тибете он считает "культурным геноцидом".
Официальный Пекин рассматривает его как предводителя сепаратистов, а после того как китайские власти стали финансировать монастыри, для некоторых тибетских монахов далай-лама стал скорее политическим деятелем, чем духовным лидером.
"Мне безразлично, где живет далай-лама. Раньше питание и деньги нам обеспечивали родители, а теперь все дает правительство", - простодушно заявил нам молодой монах в одном из древнейших тибетских дворцов Юмбулаганг. Только потом я заметил за его спиной фотографию Панчен-ламы XI, принимавшего участие в последнем съезде коммунистической партии Китая.
Тибет как место для дебатов >>
Власти региона особенно подчеркивают, что уделяют большое внимание реставрации буддийских храмов и охране тибетского языка. При этом они не отрицают факт разрушения монастырей и гонения на монахов, которые были в предыдущие годы, но все это списывается на издержки "культурной революции". Точное количество разрушенных храмов и убитых монахов никто назвать не может.
"Кто их будет считать, если люди просто сходили с ума", - вздохнул пресс-секретарь правительства ТАР Джигме Вангтсо.
"Западные СМИ искажают информацию о действительном положении дел с правами коренного населения в Тибете", - считает зампред правительства ТАР Цзяже Лосандань, кстати, этнический тибетец. По его данным, с 80-х годов прошлого века на восстановление монастырей в Тибете было выделено 1,14 миллиарда юаней - сегодня в автономии насчитывается около 1,7 тысячи действующих храмов и 46 тысяч монахов.
Отвечать за все монастыри я не берусь, но при посещении древнейшего храма в Лхасе Джоканг я наблюдал такое количество верующих, какое в Москве можно увидеть разве что в некоторых супермаркетах за день до Нового года. Люди отстаивали по шесть часов в очереди, чтобы прикоснуться к буддийским святыням.
По данным местных властей, сегодня в ТАР внедряется система обучения на двух языках, причем главным является тибетский. В начальных школах преподавание ведется в основном на тибетском. В средних школах уроки ведутся как на китайском, так и на тибетском. Двуязычие заметно и в каждой лавке в Лхасе - здесь соседствуют надписи на обоих языках, правда, китайский шрифт все же крупнее.
Популяризация тибетского языка - одна из задач расположенного в Лхасе университета, где обучается около 5 тысяч студентов. В его распоряжении одно из самых больших в КНР собраний рукописных тибетских книг - более 70 тысяч свитков. Здесь разработаны программы текстового распознавания тибетских иероглифов, переведены на "понятный язык" операционные системы Windows и Linux. Тибетский язык стал первым национальным языком в Китае, имеющим международную стандартизацию.
Так что забудьте всё, что вы знали о Тибете. Все эти сказки про заснеженные высоченные горы и толпы монахов в темно-красных одеждах, которым китайские власти запрещают читать мантры. Горы, конечно, никуда не делись. Монахи, по крайней мере те, кого я видел, помолодели. "Ом мани падме хум" будет звучать вечно.
Сегодняшний Тибет - это хоть и бедный по китайским меркам, но развивающийся регион, где вышки ЛЭП в горах встречаются гораздо чаще храмов, где строятся железные и автомобильные дороги, причем качество последних лучше российских. Это современные города с неоновой рекламой на улицах и пусть пока медленным, но интернетом.
Некоторые журналисты из нашей группы умудрялись с таким интернетом публиковать фотографии из современной Лхасы в социальных сетях, на что получали недоуменные вопросы: "Это Тибет?!".
Да. Это Тибет.
Андрей Малышкин