МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Вытесняемые из Средней Азии последователи радикальных исламских течений оказывают все большее влияние на мусульманское сообщество в России, иногда даже создают собственные муфтияты или подчиняют своему влиянию действующие традиционные мечети, заявил в понедельник на слушаниях в Общественной палате ее представитель Алексей Гришин, президент информационно-аналитического центра "Религия и общество".
Слушания в Общественной палате были посвящены теме "Пути сохранения национально-религиозной идентичности татар России в современных условиях". По информации Гришина, в России сейчас существует 81 муфтият, и примерно 70 из них возглавляют муфтии татарской национальности. Сам Гришин девять лет возглавлял в администрации Кремля направление по взаимодействию с мусульманскими религиозными организациями.
"Российский ислам сейчас находится в катастрофическом положении; он подвергся атаке экстремистов: за последние три года убиты 32 ключевых религиозных деятеля, многие из них татары… Мы увидели атаку не только в убийствах людей, но и в том, что через миграционные потоки заносится огромное количество нетрадиционных для Российской Федерации, для российских мусульман элементов, течений, сект", — сказал Гришин.
По его данным, из Узбекистана и Казахстана в Россию, в частности, активно перебираются сторонники запрещенной в ряде стран СНГ, Европы и Ближнего Востока международной террористической организации "Хизб-ут-тахрир аль-ислами" ("Партия исламского освобождения"). В России эта организация была признанной террористической и запрещена в 2003 году.
Как напомнил эксперт, в Узбекистане только за одну принадлежность к ней предусмотрено 20 лет тюремного заключения, в то время как по Уголовному кодексу России — либо условное лишение свободы, либо до двух лет заключения.
"Те, кто вытеснены из Средней Азии жесткими законами среднеазиатских республик, эти люди побежали к нам. Местные чиновники в Узбекистане, Казахстане мне говорят: "Они фактически скрываются на территории России". Но что они делают на территории России? Они приходят в мечеть и начинают захватывать мечети традиционных российских мусульман", — сказал Гришин.
В ноябре в Москве были задержаны шесть членов "Партии исламского возрождения". По данным МВД России, они вербовали сторонников в мечетях столицы и распространяли экстремистскую литературу. Позже Совет муфтиев России заявил, что экстремисты не имеют никакой возможности проводить пропагандистскую работу в мечетях Москвы.
Между тем, считает Гришин, муфтияты зачастую не могут противостоять экстремистским влияниям.
"Многие муфтии, многие имамы, в основном татарской национальности, обращаются во все инстанции: "Помогите нам!" Но государство молчит, государство как бы отстранилось от этой проблемы: религия отделена от государства, чиновникам очень удобно", — сказал он.
По словам члена Общественной палаты, складывается ситуация, когда экстремисты даже начинают легализовываться и занимать официальные должности, создавая собственные религиозные организации и муфтияты.
"Сейчас это очень легко сделать: всего лишь 30 человек нужно, 30 паспортов, для того чтобы создать муфтият и объявить человека муфтием. Кто становится муфтием, совершенно непонятно, и никакая религиозная, религиоведческая экспертиза, ни при Минюсте, ни при его отделениях в регионах, не способна четко определить, является экстремистским тот или иной муфтий или религиозный деятель", — сказал Гришин.
Если же такое решение все-таки принимается, в ход идут уже медийные ресурсы, добавил он. "Возникает огромный массив в пиар-пространстве, 90% которого занимают экстремистские сайты, потому что они очень активны и материально обеспечены, и они начинают защищать якобы права мусульман", — пояснил эксперт.