МОСКВА, 16 дек — РИА Новости, Елена Чишковская. Классик современной музыки Родион Щедрин отметил юбилей в Концертном зале имени Чайковского, где стартовал фестиваль-посвящение из музыки композитора.
В исполнении Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева прозвучали сочинения Щедрина разных лет: "Стихира на тысячелетие крещения Руси", концерт №3 для оркестра "Старинная музыка российских провинциальных цирков", Concerto parlando для скрипки и трубы с оркестром и концерт №1 для оркестра "Озорные частушки".
Начало юбилейному вечеру положили овации, встретившие появление в зале Щедрина и его супруги Майи Плисецкой. Затем на сцену вышел Святослав Бэлза. Объявив о замечательном поводе концерта, он отметил, что имя Щедрина стоит в одном ряду с такими именами как Стравинский, Прокофьев и Шостакович. "С этими композиторами его объединяет высшее родство, феноменальная одаренность от Бога, совершенный профессионализм и умение создать свой собственный музыкальный язык", — объяснил ведущий.
Далее Бэлза ознакомил публику с основными вехами биографии юбиляра и завершил свою речь помпезным панегириком: "Нелепо говорить о конце композиторской эры, когда есть наделенный столь щедрым талантом Родион Щедрин".
Далее он предоставил слово советнику президента России Владимиру Толстому. Выйдя из зала, тот решил было подняться на сцену, но сделать этого не смог — в зале Чайковского на сцену можно выйти лишь из-за кулис, поэтому свои слова советник произносил прямо из зала. Он зачитал поздравление главы государства, а затем огласил президентский указ о награждении Щедрина орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени — за большой вклад в искусство и многолетнюю творческую деятельность.
На этом официальная часть вечера была закончена. Что касается музыкальной программы, то Плетнев выстроил два отделения по принципу контраста. Вначале звучали серьезные, философские произведения, требующие от слушателя большого внутреннего напряжения и концентрации внимания ("Стихира на тысячелетие крещения Руси" в первом отделении, Concerto parlando во втором), а потом следовали яркие, эффектные, полные задорного юмора оркестровые концерты. Все сочинения были исполнены замечательно, и от контраста очень выиграли.
Сам именинник был в восторге от игры оркестра. После исполнения "Стихиры" он хлопал стоя, показывая маэстро Плетневу большие пальцы обеих рук, а после "Старинной музыки российских провинциальных цирков" и вовсе не удержался, вскочил с места и ринулся к сцене. Отсутствие ступенек, удержавшее советника президента, 80-летнего композитора не остановило — он с лихой легкостью, совершенно в духе только что прозвучавшего опуса, перемахнул через небольшой барьерчик и оказался в окружении музыкантов. Там он обнял Плетнева, пожал руки оркестрантам и принял цветы от публики, часть из которых тут же галантно передарил девушкам в оркестре.
Во втором отделении Щедрин также дважды выходил на сцену (в антракте организаторы концерта оперативно установили в центральном проходе лестницу). После исполнения Concerto parlando он особенно тепло, как казалось из зала, поблагодарил солистов — скрипача Павла Милюкова и трубача Владислава Лаврика. Ну а после "Озорных частушек", пожалуй, самого знаменитого после "Кармен-сюиты" сочинения Щедрина, юбиляр завершил вечер благодарственными словами в адрес организаторов, оркестра и публики. "Спасибо всем большое за такой подарок в этот сверх-сверх-сверх важный для меня день. Я очень рад, что дожил до него", — сказал композитор.