МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Тринадцатая церемония вручения главной российской премии в неигровом кинематографе "Лавровая ветвь" завершилась в субботу вечером в столичном кинотеатре "Художественный". По общему мнению собравшихся на церемонии кинематографистов, политические события последнего года оказали большое внимание на развитие документального кино, которое на сегодняшний день является более актуальным, чем игровой кинематограф.
Почетную "Лавровую ветвь" за вклад в кинолетопись из рук председателя "Киносоюза" Андрея Прошкина получил известный документалист Юрий Хащеватский.
"Я человек далекий от документалистики. Мучился и думал, что сказать. Власть недавно сама показала огромное значение летописи в нашей жизни. Если дело доходит до обысков у документалистов, которые ведут эту летопись, значит, она неимоверно важна", — подчеркнул Прошкин, вручая награду.
Живущий в Минске Хащеватский является противником политического режиме президента Белоруссии Александра Лукашенко, чему и посвящает большинство своих документальных картин — таких, как "Обыкновенный президент", "Обыкновенные выборы" и многие другие.
"Я когда еду из Минска в Москву, всегда вспоминаю, что мы живем в союзном государстве, и песенка крутится в голове: "Если радость на всех одна, то и беда одна" — песенка эта крутится. Я всегда говорю: беда есть, а где радость?.. В стране много бабла. Это плохо. Его так много, что называют баблосом. И вот когда баблоса станет меньше, он уйдет, появятся деньги. И будет всем нам радость. Вот этого я вам всем желаю", — подчеркнул Хащеватский.
Прошлогодний "Артдокфест" проходил в дни зарождения массового протестного движения в России. События на Болотной площади, проспекте Сахарова, лидеры оппозиционного движения — все это стало основной для большинства документальных картин, созданных кинематографистами за прошедший год.
Так, в одной из основных номинаций — "Лучший неигровой фильм" — значилось четыре картины, три из которых как раз были посвящены политическим событиям: "Завтра" Андрея Грязева, "Гражданин поэт. Прогон года" Веры Кричевской, "Зима, уходи!" учеников мастерской Марины Разбежкиной. Тем не менее, победу одержала не относящаяся к политике картина Виктора Косаковского "Да здравствуют антиподы".
Вручающий премию Косаковскому режиссер Федор Бондарчук, тем не менее, высказал слова благодарности Любови Аркус и своим друзьям — режиссерам Александру Расторгуеву и Павлу Костомарову.
Сам Косаковский рассказал, что это уже 15-я награда его картины.
"Но, с другой стороны, на этой неделе я выслушал столько обвинений от своих коллег. Что страна в опасности, а я снимаю бабочек. Еще и со штативом, и мою объективы. Люди важные нужны, люди разные важны. Да здравствуют антиподы", — пошутил Косаковский.
"Лавровой ветвью" за лучший полнометражный телевизионный фильм получила четвертая часть масштабного документального цикла Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР. 28 лет". Режиссер признался, что готовит себе смену, так как планирует снимать героев до 70 лет.
За лучший цикл документальных фильмов продюсер Валерий Тодоровский, признавшийся, что теперь больше смотрит именно документальные, а не игровые картины, вручил режиссеру Андрею Зайцеву за проект "Моя великая война", состоящий из монологов четырех ветеранов — лейтенанта-минометчика, лейтенанта-танкиста, офицера штрафбата и блокадницы.
Победителем в другой телевизионной номинации "короткометражный фильм" стала картина Ивана Твердовского "Собачий кайф", рассказывающая об одноименной игре, которая стала причиной гибели многих подростков.
Приз имени Льва Николаева получил научно-популярный просветительский проект Сергея Иванова и Екатерины Гордеевой "Победить рак", посвященный истории борьбы с тяжелой болезнью. Продюсером фильма выступила Софья Гудкова — директор центра документального кино DOC — совместного проекта агентства РИА Новости и департамента культуры Москвы.
Награда Фонда Эдуарда Сагалаева за "Лучший авторский неигровой фильм", сопровождаемая денежной премией в 5 тысяч долларов, досталась картине "Антон тут рядом" Любови Аркус, которая рассказала, что буквально позавчера состоялась презентация фонда "Выход". Фонд, возглавляемый Авдотьей Смирновой, будет помогать семьям с аутистами.
"Один из первых проектов фонда будет создание центра для взрослых аутистов в Петербурге. И вот этот приз пойдет на первый взнос в фонд", — подчеркнула Аркус.
За дебют в неигровом кино была отмечена Евгения Монтанья Ибаньес, снявшая фильм о лидере движения "Левый фронт" Сергее Удальцове "Марш! Марш! Левой". Вручал ей приз глава московского департамента культуры Сергей Капков, который вновь напомнил зрителям об обысках.
"Если власть приходит домой к документалистам с утра с обыском, то власть уже признала важность документалистов", — отметил Капков.
Сама режиссер призналась, что была уверена, что из-за тематики фильма он никогда не попадет на фестиваль и ничего не получит. Но, как выяснилось, она ошиблась.
Лучшим оператором жюри "Лавровой ветви" признали известного документалиста Бориса Караджева.
"Здесь много говорили об актуальной документалистике. Но хочу сказать, что актуальность честного художественного высказывания всегда остается неизменной", — получая награду, напомнил своим молодым коллегам Караджев.