МОСКВА, 14 дек — РИА Новости, Александр Бумагин. Начало продаж в России топового смартфона Apple iPhone 5 удивило непривычно низкими ценами. То, что обрадовало покупателей, принесло проблемы ритейлерам, вовсе не собиравшимся отдавать новинку дешево, но вынужденным кардинально снизить цены вслед за крупнейшими игроками рынка.
Неофициальные источники прогнозировали, что младшая модель iPhone 5 будет стоить около 36 тысяч — традиционно, заметно дороже, чем в Европе и США. В действительности же почти у всех цена оказалась на одну тысячу ниже. Однако главным возмутителем спокойствия в ночь с четверга на пятницу стал ритейлер «Связной», установивший минимальный ценник на уровне 29,9 тысячи рублей. «Евросеть» вскоре после начала продаж снизила цены на 1 тысячу рублей относительно цен «Связного», на что «Связной» отреагировал снижением цены до уровня конкурента. Утром ответили и другие ритейлеры, которым также пришлось опустить цены на новинку.
Между войной и безразличием
Минимальные цены на iPhone 5 в России — от 29 тысяч рублей — сейчас находятся примерно на уровне европейских, хотя все еще заметно выше цен в США. Такая хорошая новость, казалось бы, не могла не порадовать поклонников продукции Apple, однако большого ажиотажа на старте не возникло: аккумулируя неофициальные данные по продажам, корреспондент РИА Новости выяснил, что в Москве за ночь было продано несколько сотен аппаратов.
Относительное безразличие покупателей источники на отечественном рынке ритейла прогнозировали еще до начала продаж, указывая на недостаточную новизну флагмана Apple, а также большую задержку запуска смартфона в России относительно мировых продаж.
Второе обстоятельство — наши сограждане традиционно обзаводятся новинками Apple там, где они есть на прилавках: в других странах или на «сером» рынке.
Единственным дистрибьюторами смартфонов Apple в России являются оператор «Вымпелком», который имеет право продавать устройства другим ритейлерам. Второй компанией, получающей iPhone от Apple напрямую, является «Связной», который с другими делиться права не имеет. Зато «Связной» воспользовался своим выгодным положением и установил низкие цены, чем и вызвал войну. В итоге, как свидетельствуют источники на рынке, часть ритейлеров сейчас торгует без прибыли, часть — в убыток.
Глава «Евросети» Александр Малис считает такое положение вещей несправедливым, и возложил вину за происходящее с ценами iPhone 5 в России на Apple, создавшей для конкурирующих компаний разные условия. Генеральный директор re:Store Retail Group Тихон Смыков также полагает, что ценовая война — следствие изменившейся структуры поставок iPhone в Россию.
Ранее смартфоны Apple привозили в страну «Вымпелком» и МТС, и получавшие от них устройства ритейлеры были примерно в равных условиях.
Как скоро цены вырастут
О том, что будет дальше, никто из экспертов судить не берется наверняка, хотя некоторые полагают, что нельзя исключать резкого скачка вверх: все же, торговля без прибыли — это не совсем то, ради чего существуют ритейлеры. Как ранее рассказывал РИА Новости источник, близкий к партнерам Apple, всего в первой поставке в Россию было 60-80 тысяч аппаратов, четверть из которых получил «Связной». У «Евросети», свидетельствует источник, оказалось несколько большее количество устройств.
Такой объем поставок, по мнению собеседника агентства, достаточно велик для того, чтобы не вызывать дефицита товара. Впрочем, в разговоре с корреспондентом РИА Новости в ночь старта продаж коммерческий директор ГК «Связной» Юрий Лабис предположил, что через какое-то время может образоваться недостаток моделей с 64 Гбайт и 32 Гбайт памяти — Лабис объяснил такой вариант развития событий традиционным высоким спросом на эти модели и объемом их поставок. Что до цены, то Лабис пообещал, что «Связной» не будет ее увеличивать.
«Вымпелком» вне игры
Единственный крупный игрок никак не отреагировавший на происходящее — «Вымпелком», который так и оставил расценки на iPhone 5 в диапазоне 35-45 тысяч рублей в зависимости от объема внутренней памяти.
Оперативного комментария компания также пока не предоставила.
Продажи iPhone 5 в США и других странах «первой волны» начались 21 сентября. Только за первые три дня Apple реализовала более 5 миллионов устройств, что стало рекордным показателем по сравнению с предшествующими моделями. В 18.00 мск в России начинаются продажи еще одной новинки Apple — компактного планшета iPad mini. От этого события эксперты также не ожидают никакого ажиотажа, и осталось подождать совсем немного, чтобы увидеть, если повод для еще одной войны между ритейлерами: не все из них опубликовали свои цены.