Рейтинг@Mail.ru
МИД РФ разработал проект Концепции внешней политики России — Ъ - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МИД РФ разработал проект Концепции внешней политики России — Ъ

Читать ria.ru в
Как отмечает "Коммерсант", по сути документ является внешнеполитической платформой России на третий президентский срок Путина. По информации газеты, авторы проекта Концепции во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Путина "Россия и меняющийся мир".

МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. МИД РФ разработал проект Концепции внешней политики РФ, пишет в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на сам документ.

Во время предвыборной кампании Путин изложил свою программу в семи статьях. Одна из программных статей Путина, "Россия и меняющийся мир", была опубликована в газете "Московские новости" 27 февраля. В ней он остановился на основных темах международной повестки дня. "Дорожные карты" выполнения всех своих предвыборных инициатив Путин изложил в президентских указах, которые подписал сразу после вступления в должность главы государства 7 мая.

В июле глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что новая редакция Концепции внешней политики РФ, которую президент России поручил МИДу подготовить до конца года, будет содержать базовые принципы российской дипломатии, разработанные еще в 2000 году.

Как отмечает само издание, по сути документ является внешнеполитической платформой России на третий президентский срок Путина.

По информации газеты, авторы проекта Концепции во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Путина "Россия и меняющийся мир". Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В новой концепции этот тезис получил детальную проработку, пишет издание.

Авторам нового документа мир видится более "нестабильным" и "непредсказуемым" по сравнению с 2008 годом. Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе "Современный мир и внешняя политика РФ". Первый — это глобальный кризис, являющийся "мощным катализатором глубинных сдвигов в геополитическом ландшафте".

Второй фактор нестабильности — вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае "арабской весны", "попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей" чреваты "сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях".

Третий фактор — расшатывание роли ООН — проявляется в попытках "регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия", "произвольном прочтении его резолюций", "реализации концепций, направленных на свержение законных режимов".

Четвертый — усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы "угрозы в информационном пространстве".

Пятый фактор нестабильности — "тенденция на реидеологизацию международных отношений".

С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: "В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные "оазисы спокойствия и безопасности". При этом России отводится "уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику.

У нее, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая — помогать спасению мировой экономики, для чего "Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры" — явный намек на лоббируемую РФ идею о диверсификации мировых резервных валют. Вторая цель — борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва будет "добиваться уважения прав и свобод человека", но "с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства". А в интернете — противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель — отстаивание "безальтернативности" ООН, а значит, недопущение того, чтобы под предлогом концепции "ответственности по защите" (как в Ливии) "осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства".

Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью "мягкой силы". Этот термин Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка — "комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии".

С помощью такой "мягкой силы" Москва надеется создать "объективный образ страны", а заодно улучшить "информационное сопровождение" своей внешней политики. Для этого предполагается использовать "возможности новых технологий", а также потенциал "многомиллионной российской диаспоры" за рубежом. Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ.

Изменились акценты и в разделе "Региональные приоритеты". Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется "подключить к углубленным интеграционным процессам" и Украину.

Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз — особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды — то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами.

После этого доходит очередь до США. От них РФ будет добиваться "правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания", а также "соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств".

Хотя Китай и Индия упоминаются после США, развитие "дружественных отношений" с ними названо одним из "важнейших" направлений российской внешней политики. Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен "самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала