Рейтинг@Mail.ru
Кто прописал туриндустрии "кадровое голодание"? - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто прописал туриндустрии "кадровое голодание"?

© РИА Новости / Павел Лисицын | Перейти в медиабанкВывешены списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению в УрГУ
Вывешены списки абитуриентов, рекомендованных к зачислению в УрГУ
Читать ria.ru в

Туротрасли необходимы стандарты взаимодействия вузов и работодателей, которые помогут готовить качественный персонал для индустрии гостеприимства, а также дополнительные специальности, учитывающие специфику направлений туристической деятельности. К такому выводу пришли участники прошедшей в Москве международной научно-практической конференции "Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг".

Ты мне, я тебе

Руководители компаний и вузы до сих пор не могут договориться о схемах сотрудничества. Институты требуют от работодателей трудоустраивать своих выпускников, но при этом далеко не все учебные заведения готовы менять учебный план и отдавать больше часов на практику. В свою очередь работодатели не всегда готовы участвовать в разработке методических материалов или учебников, считая информацию коммерческой тайной. Договориться о проведении мастер-классов или лекций тоже удается не всегда.

"Специалисты кафедры рекреационной географии и туризма МГУ провели опрос среди работодателей в сфере туризма с целью выяснить, соответствует ли качество образовательных программ рынку труда. Так вот 45% респондентов ответили, что нет, не соответствует, а 40% затруднились ответить. Это тревожные показатели. Нам нужно начать ориентироваться на рынок труда, вводить новые специальности в вузах, иначе в подготовке нет никакого смысла", - полагает заведующий кафедрой Виктор Кружалин.

Его слова подтверждает еще одно исследование, проведенное рекрутинговым порталом HeadHunter. Опрос недавних выпускников вузов, готовящих специалистов для туриндустрии, показал, что более трети из них недовольны полученным образованием, а 12% и вовсе признали потерянными проведенные на студенческой скамье годы.

"У наших выпускников отсутствуют многие навыки, это очевидно. Например, умение  работать в системах бронирования. Туроператоры требуют от наших студентов специфики туррынка. Но когда мы задавали вопрос, как вы готовы сотрудничать с вузами - читать лекции, предоставлять информационные материалы или что-то еще, далеко не все согласились сотрудничать", - отмечает декан факультета бизнес-технологий в туризме Российского нового университета Наталья Морозова.

К пересмотру систему подготовки кадров, которая требует "значительного совершенствования", призвал и глава Ростуризма Александр Радьков.

По мнению Морозовой, выход есть. Необходимо создать единую базу материалов для специализированных вузов, в которой будут учтены все требования туриндустрии. "Есть предложение в рамках деятельности экспертного совета по образованию при Ростуризме создать каталог электронных учебников, которые могут быть востребованы всеми. "Нужно вводить новые дисциплины (пока их только две: "туризм" и "гостиничное дело"), прежде всего такие, которые будут заинтересовывать студента в будущем выбрать профессию именно в туристической компании. Одной из таких дисциплин должна быть "введение в профессию", - считает эксперт.

Замглавы Ростуризма также указал на необходимость сформировать "флагманскую" серию учебников для студентов, обучающихся по специальностям в сфере туризма.

Работодатели резонно возражают, что подготовка кадров - не совсем их дело. "У нас много побочных проблем, а у вузов - прямая обязанность обучать кадры. Конечно, никто не хочет получать полуфабрикаты, которые сейчас выходят со студенческой скамьи. Но могу сказать по опыту, что попытки привлечь на практику студентов заканчиваются тем, что нам говорят в вузах: у нас есть только несколько часов в неделю на практику, у нас учебный план! Как можно обучить в такой ситуации? Я не отказываюсь брать студентов. Пожалуйста, приводите!", - сетует управляющий партнер компании "Альянс Отель Менеджмент" Вадим Прасов.

Ситуация и вовсе бы вошла в разряд "когда в товарищах согласья нет…", кабы Ассоциация туроператоров России совместно с вузами не разработала программу "Подготовка кадров для въездного и внутреннего туризма", которая позволит определить возможности и права вузов и работодателей в области подготовки кадров для туриндустрии. Действовать она начнет уже в 2013 году.

Отраслевой заказ

Чтобы понять, кого и как учить, образовательным учреждениям нужен отраслевой заказ, считают участники конференции.

"Пока мы не знаем, сколько и каких кадров нужно центральной России и регионам. Если бы у нас были такие данные, можно было бы подстраивать под них свои программы обучения. По нашим данным, в России бюджетные вузы ежегодно готовят около 2 тысяч специалистов. Из них 400 обучаются гостиничному делу. Сейчас начали появляться бюджетные места в негосударственных вузах. Государственный отраслевой заказ должен определять, где дать бюджетные места под воспитание качественных специалистов, по каким специальностям и сколько, а где дефицит мест. Сейчас у нас гостиничное дело преподают только в нескольких вузах, а потребность в специалистах намного выше, и, конечно, практики должно быть больше", - замечает ректор Балтийской академии туризма и предпринимательства Тамара Власова.

По мнению специалистов, студент должен проводить на практике в отеле или турфирме 30% учебного времени, однако такой методы придерживается только несколько вузов.

Хорошая подготовка кадров, как отмечают эксперты, наблюдается в тех регионах, где есть крепкие туристические кластеры - на северо-западе, в центральной России, на юге.

Первые шаги

Но бизнес, как отмечают представители учебных заведений, все-таки начинает делать первые шаги навстречу. Если раньше на запросы вузов по поводу принятия студентов на практику отвечали не более 10-15 компаний, то сегодня уже более 50.

"Крупные отели уже готовы сотрудничать. В этом году мы смогли подписать генеральное соглашение с гостиницей "Космос" о трудоустройстве наших выпускников, есть соглашение с сетью InterContinental - всего 12 соглашений с предприятиями туротрасли, причем практику наши студенты проходят четыре дня в неделю", - отметил ректор Московского государственного института индустрии туризма Александр Яндовский.

По его мнению, студенты, помимо основной специальности, должны овладеть одной-двумя "рабочими" профессиями. Причем, он это особо подчеркивает, молодые люди, которые учатся не только в средних специальных учебных заведениях, но и в вузах. "Дефицит этих профессий в туриндустрии намного выше", - констатирует Яндовский.

Людмила Титова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала