МОСКВА, 13 дек — РИА Новости. Конституция РФ позволяет регионам определять форму выборов глав субъектов РФ, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Дмитрий Вяткин.
"Конституция позволяет, вне всякого сомнения, это делать. В соответствии с конституционной нормой можно предоставить регионам право самостоятельно определять форму, способ наделения полномочиями руководителя органа исполнительной власти — руководителя субъекта РФ", — сказал Вяткин РИА Новости.
Председатель парламента Северной Осетии Алексей Мачнев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным пожаловался, что возвращение прямых выборов губернаторов порой приводит к "накалу общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического положения, разжиганию межрегиональной розни и к угрозе безопасности". В ответ президент отметил, что считает возможным дать регионам право определять форму выборов глав своих субъектов федерации, при этом он подчеркнул, что по этому поводу требуются детальное рассмотрение и дискуссия до принятия решения.
Вяткин указал на то, что Конституция к совместному ведению РФ и субъектов РФ относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, что подразумевает возможность регулирования на уровне субъектов региональными законами порядок формирования этих органов, в том числе и порядок наделения полномочиями высшего должностного лица в субъекте. "То есть субъекты РФ вправе решать на законодательном уровне вопросы, которые касаются формирования органов государственной власти, в том числе и вопросы проведения выборов", — сказал Вяткин.
Он отметил, что помимо федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме", существуют и региональные законы, которые регулируют вопросы проведения выборов как законодательных собраний регионов, так и глав регионов.
"В чем-то эти законодательные акты совпадают или дублируют федеральные законодательные акты, в чем-то имеют свои особенности", — отметил Вяткин.
По его словам, ряд вопросов в этой сфере регулируется только актами регионального законодательства, в том числе и ряд вопросов, которые касаются определения формы проведения выборов или способов формирования органов власти в регионах. В качестве примера он привел норму, установленную на федеральном уровне о том, что не менее половины региональных парламентов должны избираться по пропорциональному принципу, то есть по партспискам. На региональном же уровне законодательные собрания могут определить, что по партспискам может избираться больше половины депутатов, а может избираться и весь законодательный орган.