Россия вступает в конкурентную борьбу на глобальном рынке гражданских самолетов. Внешэкономбанк готов профинансировать по льготной ставке экспорт первых шести машин в Индию и Лаос. О программе госкорпорации по поддержке экспорта российской высокотехнологичной продукции в интервью агентству «Прайм» рассказал заместитель председателя ВЭБа Александр Иванов. Беседовала Елена Федорова.
— В чем суть программы Внешэкономбанка по поддержке поставок российской высокотехнологичной продукции на внешние рынки?
— Основная идея — это оптимизировать механизм поддержки экспорта высокотехнологичной продукции: сократить сроки рассмотрения заявок, обеспечить конкурентоспособную ставку для экспортера, скоординировать работу всех участников группы ВЭБа.
На заседании наблюдательного совета 29 октября этого года был одобрен механизм взаимодействия участников группы Внешэкономбанка при кредитовании высокотехнологичного экспорта. Сейчас мы вместе с ЭКСАРом заканчиваем составление регламента работы по этой программе. Напомню, что в группе, помимо самого ВЭБа, еще три компании, задействованные в поддержке экспорта — это страховое агентство ЭКСАР, Росэксимбанк (банк-агент, осуществляющий государственную гарантийную поддержку экспорта) и «ВЭБ — лизинг» (специализированная лизинговая компания). Их работу необходимо скоординировать. И наша главная цель — дать экспортеру понимание того, что с момента, когда он подал заявку на поддержку экспорта с приложением всех необходимых документов, максимальный срок ее рассмотрения и принятия решения составит 3 месяца. Такое поручение нам дал министр экономики Андрей Рэмович Белоусов, поскольку рынок экспортных поставок высококонкурентен, контракты уходят моментально.
— А каковы функции Росэксимбанка и «ВЭБ-лизинга»?
— Росэксимбанк является агентом Минфина по предоставлению госгарантий в рамках действующей государственной поддержки экспорта. Госгарантии могут предоставляться в том числе и по кредитам, в качестве заемщиков по которым выступают покупатели российской продукции с повышенным уровнем риска (например, 6 и 7 группы по классификации ОЭСР). Сейчас, на переходный период, Росэксимбанк способен такие риски закрыть. Гарантии могут предоставляться финансирующим банкам — ВЭБу или синдикату банков.
Есть ряд вопросов по этому инструменту в связи со вступлением России в ВТО. Нет единого мнения, могут ли госгарантии дальше использоваться, потому что сейчас они бесплатны. А по нормам ОЭСР, гарантии экспортерам бесплатными быть не могут. Может быть, эта система будет пересмотрена, но на данный момент действует переходный период.
«ВЭБ-лизинг» выступает оператором в лизинговых схемах. Например, при продаже воздушных судов Sukhoi Superjet-100 используются по большей части кредитно-лизинговые схемы, и «ВЭБ-лизинг» в этом случае структурирует лизинговую часть сделки — передает самолеты в лизинг, создает SPV в различных юрисдикциях.
— Какие возможности и инструменты есть у Внешэкономбанка и его дочерних организаций для финансовой поддержки экспорта высокотехнологичной продукции?
— На первом этапе мы разрабатываем механизм так называемого «кредита покупателю». Это одна из самых «продвинутых» и сложных форм финансирования экспорта, когда нерезидент-покупатель российской продукции либо его банк обращается к нам за кредитом на поставку того же Superjet. Мы рассматриваем заявку, оцениваем риски, предоставляем кредит покупателю, а ЭКСАР страхует соответствующие риски. По предпринимательским рискам они могут страховать до 90% от суммы кредита, по политическим рискам — до 95%. А Внешэкономбанк готов предоставлять до 85% от стоимости экспортного контракта в виде кредита. Оставшиеся 15% должны быть профинансированы заемщиком из других источников, в основном за счет собственных средств. Это требование ОЭСР. Рано или поздно Россия вступит в эту организацию. При разработке своих инструментов мы сразу ориентируемся на опыт стран ОЭСР, на ВТО.
У нас уже есть успешные примеры предоставления «кредита покупателю». Единого стандарта пока нет, хотя порядок мы уже фактически разработали и вскоре утвердим его на правлении. Дальше будем другие продукты разрабатывать. Это могут быть и кредиты продавцу, и кредиты банку покупателя, и различного рода аккредитивные, гарантийные операции.
- Не будет ли ВЭБ пересекаться с аналогичной программой Сбербанка?
— Внешэкономбанк в силу своего меморандума все-таки больше ориентирован на те проекты, которые коммерческие банки по разным причинам не готовы принимать к финансированию. Как правило, это проекты с длительными сроками окупаемости либо с повышенными рисками. Сбербанк и другие коммерческие банки правильно делают, что развивают это направление финансирования экспорта. Они должны взаимодействовать с тем же ЭКСАРом, получать от него страховое покрытие по кредитам, но на начальном этапе или в проектах с высоким уровнем риска эти банки, ориентированные в первую очередь на прибыль, вряд ли пойдут в такие проекты. Задача ВЭБа — запустить этот механизм на начальном этапе, дать импульс, а дальше, если коммерческие банки будут готовы нас замещать, то мы это будем только приветствовать.
- ВЭБ готов предоставить иностранным покупателям Sukhoi Superjet-100 кредиты на 2,5 миллиарда долларов. Каким образом будет организовано финансирование международных продаж этих российских самолетов?
— Решением набсовета 29 октября текущего года было определено, что Внешэкономбанк откроет кредитные линии иностранным покупателям самолетов Sukhoi Superjet-100 с общим лимитом выдачи в 2,5 миллиарда долларов сроком до 12 лет. В решении набсовета зафиксирована максимальная ставка, которую имеет на выходе заемщик, с учетом как маржи ВЭБа, так и страховой премии ЭКСАРа. При этом каждая конкретная сделка в рамках этого лимита будет рассматриваться органами управления Внешэкономбанка и ЭКСАРа, будет предлагаться соответствующая структура сделки, в первую очередь кредитно-лизинговая схема, которая позволит минимизировать риски. Необходимо отметить, что указанное решение наблюдательного совета не предполагает автоматизма в принятии решений и Внешэкономбанк может отказать заемщику в финансировании в случае повышенного уровня риска по конкретной сделке.
ЭКСАР заключило соглашение о сотрудничестве со страховыми агентствами Франции и Италии Coface и SACE. В проекте Sukhoi Superjet-100 по трети приходится на Францию, Италию и Россию. Как только ЭКСАР получит суверенный рейтинг и встанет наравне с этими европейскими агентствами, большинство сделок будут структурированы таким образом: синдикат трех агентств Coface, SACE и ЭКСАР будет предоставлять соответствующее страховое покрытие, а синдикат банков — российских, включая ВЭБ, и иностранных — будет предоставлять соответствующее финансирование покупателям самолетов Sukhoi Superjet-100.
ВЭБ ни в коем случае не претендует на то, чтобы полностью закрыть потребности в финансировании, мы просто не сможем физически это сделать. Но в синдикате условия должны быть одинаковые, то есть российские банки должны будут предоставить те же условия, что и французские банки. С итальянцами это не сложно сделать, потому что стоимость заимствований итальянского государства выше, чем у российского, но с французскими банками сложнее будет сбалансировать условия.
И все же для банков будет интересно финансировать экспорт, поскольку полис ЭКСАР, например, позволит не создавать резервы под эти кредиты.
По информации ГСС, в их планах до 2025 года произвести свыше 800 воздушных судов. Естественно, значительная часть из них пойдет на экспорт. И экспорт планируется осуществлять в страны Европы, СНГ, Азии и Латинской Америки, то есть по всему миру.
— Как долго Внешэкономбанк будет предоставлять кредиты по льготной ставке в рамках лимита в 2,5 миллиарда долларов на поставку 11 самолетов?
— Пока действует решение набсовета, ставка синдкредита будет не выше 6,5%. Такая ставка была установлена, потому что банки основных конкурентов Superjet — Embraer и Bombardier — предоставляют кредиты на аналогичных условиях для стран с большим уровнем риска.
Сейчас стоимость привлечения ресурсов ВЭБом соответствует ставке купона размещенного летом выпуска 10-летних еврооблигаций, составляющей 6,025% годовых, то есть наша маржа минимальна. ВЭБ действует на принципах безубыточности, не располагает ресурсами на поддержку экспорта от государства, все средства мы привлекаем на рынке. То есть, имеем рыночный пассив и вроде как не совсем рыночный актив.
Набсовету все это было доложено и было принято следующее решение: схема с финансированием по ставке не выше 6,5% за счет собственных средств ВЭБа ограничена либо 11 самолетами, либо концом 2013 года.
Полный текст интервью читайте на портале экономической информации Прайм Группы РИА Новости