«Бизнес-двадцатке», объединяющей представителей деловых кругов стран-участниц G20, исполнится в будущем году 5 лет. Этот юбилей, совпавший с российским председательством в «двадцатке», бизнесмены намерены отметить ревизией своих рекомендаций за предыдущие годы и оценкой эффективности их реализации «большой двадцаткой». О планах и приоритетах B20 рассказал агентству «Прайм» глава РСПП Александр Шохин, принимающий в декабре 2012 года руководство над этой коалицией бизнесменов двадцати стран.
- Александр Николаевич, вы сегодня провели пленарное заседание объединения B20. Расскажите о вашей коалиции, каковы ее приоритеты? Что было в центре дискуссии сегодня?
- «Бизнес-двадцатка» — это не новый институт. Первый раз лидеры B20 собрались в Лондоне, по-моему, в конце марта 2009 года. Это была вторая «двадцатка» (большая — ред.), и накануне саммита руководители бизнес-объединений стран двадцатки встретились под эгидой конфедерации британской промышленности (CBI). Мы обсудили, во-первых, ключевые проблемы повестки дня, которые тогда были, а, во-вторых, мы имели возможность на протяжении нескольких часов вести дискуссию с премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном и с министром торговли, промышленности, предпринимательства Питером Манделсоном.
Первая бизнес-двадцатка появилась почти сразу после возникновения большой двадцатки. Вообще-то говоря, G20 существует с 1999 года, но только до 2008 года она существовала в виде встреч министров финансов и управляющих Центральными банками, а когда грянул кризис, было принято решение поднять это на более высокий уровень, т.к. требовалась координация ключевых направлений политики.
Какие приоритеты B20? Это бизнес-взгляд на приоритеты большой двадцатки в том виде, в каком их ставит страна-председатель. А страна-председатель — это следует из заявления Владимира Путина — не собирается отметать все то, что было сделано раньше. В год нашего председательства отмечается пятилетие этой структуры, и одной из наших задач является оценка этой организации с точки зрения правильности рекомендаций и эффективности тех из них, которые должны были быть реализованы.
- Предварительно как вы оцениваете эту эффективность?
- Несмотря на то, что резолюция вашингтонского саммита в ноябре 2008 года была посвящена борьбе с протекционизмом, в условиях кризиса 18 из 20 стран — членов двадцатки приняли протекционисткие меры. То есть с самого начала выяснилось, что многие рекомендации — скорее благое пожелание, чем реальная политика.
Поэтому оценка эффективности — это первый подход. Бизнес хочет таким же образом посмотреть, как выполнялись рекомендации предыдущих бизнес-двадцаток. С одной стороны, интересно продолжить работу по оценке, насколько рекомендации бизнеса учитываются в финальных документах большой «двадцатки», а во-вторых, посмотреть, как они реализуются. Нам важно, чтобы рекомендации бизнеса включались в финальные документы не как знак вежливости, а чтобы они реализовались.
- Как сегодня выглядит структура организации, как обсуждаются ключевые вопросы?
- Что касается рабочих групп, они во многом сформированы по принципу преемственности. То есть нет ни одной группы, которая возникла бы как сугубо российская инициатива. Другое дело, что наполнение тем меняется.
Группы — такие как торговля, инвестиции, инновации в разных областях — это все было. Борьба с коррупцией уже третий год выделяется в качестве приоритетной темы. Создание рабочих мест на основе устойчивого экономического роста — сквозная тема. С другой стороны, мы выделяем такие сюжеты, как профессиональная подготовка, безработица молодежи, включая схемы вовлечения молодежи через ученичество и т.д.
- А какие появились новые темы дискуссий?
- Новые темы мы решили взять из российских официальных приоритетов, например, управление суверенным долгом и предотвращение дефолтов. И мы готовы представить взгляд бизнеса на этот приоритет.
Внести новую волну, попытавшись оценить эффективность участия бизнеса и наладить взаимодействие бизнеса с другими двадцатками, а их еще четыре: молодежная, экспертная, гражданская и трудовая двадцатка. Нам еще в качестве «домашнего задания» на наше председательство выпадает организация эффективного взаимодействия. Мы не можем выходить на глав государств и правительств со своими рекомендациями и рассчитывать на то, что они будут услышаны, если они будут «перпендикулярны» рекомендациям «трудовой двадцатки» или двадцатки гражданского общества.
- Вы будете с ними встречаться отдельно?
- Это тоже новый формат, и мы собираемся несколько таких публичных конференций сделать с другими двадцатками, до июня, я думаю.
- Вы сказали, что будете выражать свой взгляд на управление суверенным долгом, какой он?
- У нас специальная целевая группа. Управление суверенным долгом — это та тема, где России есть, что сказать. Долговая нагрузка у нас минимальна, поэтому мы вправе здесь активно участвовать в дискуссии и предлагать какие-то решения. Кстати, мы, став членом ВТО, также вправе быть полноправным участником и торговой группы на правительственном уровне или уровне бизнеса. В частности, оценивать эффективность дохийского раунда и интерпретировать те или иные статьи ВТО. Если нам удастся вступить в ОЭСР, а мы такую задачу сами себе поставили, тогда мы, вообще-то, во всех клубах будем участвовать как официальные члены.
Нам важно, действительно, уже быть полноценным членом каждого коллектива, предлагая свои решения и доказывая, что наши рецепты, предложения способны быть реализованы.