МОСКВА, 10 дек — РАПСИ. Правоприменители положительно относятся к идее принятия "закона о законах", который призван прописать точные требования к форме и содержанию предлагаемых на обсуждение законопроектов.
Соответствующую идею в понедельник в ходе Второго Международного юридического конгресса "Диалоги о будущем", организованным РИА Новости совместно с РАПСИ, высказал руководитель аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай.
"Система находится в очень непростом состоянии. У нас жуткая каша из остатков континентальной системы, переведенного с английского языка огромного числа законов по другим отраслям права, прежде всего в экономике. В результате правоприменитель не знает, а что же применять. В связи с этим предлагаю вернуться к идее принятия "закона о законах" или закона о порядке принятия федеральных законов", — сказал он.
Шахрай пояснил, что для этого понадобится, во-первых, установить четкую иерархию нормативно-правовых актов, во-вторых, написать процедуру принятия закона.
Его поддержал вице-президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко, который отметил, что "это давно уже существующая идея, но крайне необходимая".
Он привел пример из своей практики в налоговой сфере, напомнив, что в Конституции РФ есть положение, что закон о налогах может быть принят только в том случае, если на стадии проекта он будет одобрен правительством. Но в настоящее время во втором чтении в нижней палате парламента в проект может вноситься множество поправок от депутатов, которые, по мнению Пилипенко, зачастую делают это из желания лоббировать свои интересы.
"В результате мы получаем то качество (закона), неудовлетворительное, которые потом все критикуют", — сказал Пилипенко.
В свою очередь замглавы Верховного суда (ВС) РФ Петр Серков отметил, что в его практике есть конкретные примеры, которые понятны по сути, но не ясны по процедуре, поэтому он также поддерживает идею "закона о законах".
"Как он будет называться, каким будет его содержание — но в любой ситуации смысл закона должен содержаться в том, что законодательная деятельность, какая бы она ни была специфическая, она также должна регулироваться законодательными актами, а не регламентами той или иной палаты", — сказал Серков.
При этом зампредседателя Высшего Арбитражного суда (ВАС) РФ Артур Абсалямов высказался о том, что данный закон может и не понадобится, если законодатель будет должным образом выполнять свою работу.
"Качество законодательного процесса изменилось за последние 15-20 лет, поэтому от крайностей, чтобы утверждать о необходимости "закона о законах", я бы воздержался. Наверное, это вопрос этапов становления правового государства. Если качество и способ принятия закона негодные, значит, будем регулировать. Но если законодатель станет добросовестным и открытым с хорошим результатом принятия и исполнения законов, тогда, возможно, эта идея и отпадет", — сказал Абсалямов.
Вместе с тем, по словам главы Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, "акты надо как-то прогнозировать, как они будут работать".
По его словам, в думу приходят представители разных партий со множеством инициатив, но "законодательной техникой большинство не владеет, а принимать законы непросто". Поэтому он предлагает перед передачей проекта в правительство отдавать его специалистам из Минюста, а уже затем передавать по инстанциям.